Бурные дискуссии вызвала новая идея канадско-американского изобретателя и бизнесмена Илона Маска (Elon Reeve Musk), основателя проектов PayPal, Tesla и SpaceX. Выступая на «Вечернем шоу со Стивеном Кольбером» на американском канале CBS, Маск предложил подвергнуть полюса Марса атомной бомбардировке — с целью терраформирования Красной планеты, то есть приближения ее условий к земным, с целью дальнейшей колонизации.

«Мы можем сделать Марс пригодным для жизни людей, нагрев его, — сказал инноватор в эфире, отвечая на вопрос ведущего. — Для этого есть два пути: быстрый и медленный. Быстрый — это сбросить ядерные бомбы на полюса».

Канал NBC News обратился за консультацией к Майклу Шара (Michael Shara), куратору отдела астрофизики Американского музея естественной истории, чтобы тот объяснил, насколько хороша идея Маска. Ответ эксперта оказался неоднозначным.

На полюсах Марса, который в целом является сухой и безжизненной планетой, лежат шапки, состоящие примерно в равной степени из воды и углекислого газа. Атомная бомбардировка приведет к тому, что они высвободятся и сформируют атмосферу Красной планеты, в которой начнется парниковый эффект. Это повысит температуру и давление, что приведет к выбросу в марсианскую атмосферу еще большего количества CO2 и доведет тамошнее атмосферное давление до такого уровня, что на поверхности сможет существовать жидкая вода. После этого на Марсе можно будет сажать земные растения.

«Таким образом можно будет начать превращать Марс из красной планеты в зеленую», — образно выразился Шара.

Но при этом эксперт указал на то, что придется потратить тысячи бомб, и продолжать бомбардировки десятки лет, чтобы запустить на Марсе парниковый эффект. И все равно, пока условия на Марсе станут по-настоящему близкими к земным, пройдут сотни лет. К тому же, сказал Шара, у нас пока мало данных, чтобы однозначно спрогнозировать, сработает ли этот план. Даже самое тщательное компьютерное моделирование не даст точного ответа.

(Кстати, астрофизик еще предложил бомбить полюса не дорогим и опасным в транспортировке атомным оружием, а астероидами, меняя их орбиты нужным образом. Или просто посыпать снежные шапки Марса черным порошком, который будет поглощать солнечные лучи и повышать температуру.)

Гэри Кинг (Gary King), микробиолог из университета Луизианы (США), тоже считает бомбардировку полюсов Марса очень рискованной затеей: «Формирование облаков может, напротив, охладить Марс, а не нагреть его».

Сам Кинг предлагает другой вариант: поселить на Марсе генетически модифицированные бактерии, которые постепенно изменят атмосферу и откроют путь более сложным формам жизни.

Возвращаясь к Маску, отметим, что он постоянно фонтанирует новыми идеями, следуя своему кредо, которое изобретатель озвучил в той же передаче: «Я не пытаюсь спасти мир, но стараюсь делать хорошие вещи». Так, недавно он анонсировал создание дешевого спутникового интернета для всех землян и предложил проект наземного околозвукового транспорта.