На примере чилийских Анд ученые из США показали, что ветер в десять раз быстрее углубляет каньоны, чем вода. Это открытие может быть особенно интересно планетологам, изучающим Марс. Оно поможет понять, как образовались марсианские каналы и сколько воды для этого потребовалось. Статья с результатами исследования опубликована онлайн в журнале Nature Geoscience, а ее краткий пересказ — в новостном разделе сайта Science.

Даже на Земле обычно сложно оценить, какой вклад вносят ветровые и водные агенты в образование каньонов, что уже говорить о Марсе. Съемка поверхности планеты с орбитальных аппаратов и результаты исследования с помощью марсоходов не дают однозначного ответа вопрос о каналах и каньонах Марса. Из-за разницы физических условий на Земле и Марсе не работает и метод аналогии — во всяком случае, его приходится применять с осторожностью. В итоге ученые десятки лет спорят о природе каналов на поверхности Красной планеты, и хотя вода рассматривается сейчас как главный агент их образования, но железных доказательств нет, а значит, дискуссии продолжаются. Портал Научная Россия не раз сообщал о новых данных в этом вопросе, см., например, «Российский ученый обнаружил на Марсе признаки водных грязевых потоков» и «На Марсе когда-то была жидкая вода — но недолго».

И вот Джонатан Перкинс (Jonathan Perkins) и его коллеги из Калифорнийского университета в Санта-Круз и университета штата Орегон изучили эксперимент, который природа приготовила в 36 каньонах в Андах в Северо-восточной части Чили, чтобы оценить силу воздействия двух природных сил, влияющих на образование каньонов — воды и ветра. На краю пустыни Атакама очень сухо, и условия для образования каньонов идеальные. Все каньоны находятся в сходных горных породах и при одинаковых климатических условиях, но вклад стихий в их образование разный. Каньоны первой группы (назовем их условно ветровыми) подвержены воздействию сильных ветров, второй группы (водные) — защищены от ветров горами.

Сравнение двух групп каньонов при помощи спутниковых снимков показало, что ветровые каньоны длиннее, глаже и растут в десять раз быстрее, чем водные каньоны. И так продолжается последние несколько десятков миллионов лет. Ветровые каньоны представляют собой длинные расщелины, напоминающие царапины от кошачьих когтей. Водные, наоборот, кряжистые и имеют форму амфитеатра. Очевидно, сделали вывод ученые, что каньоны удлиняются и «полируются» из-за переносимого ветрами песка, который, таким образом, действует как абразив. Такой же пескоструйный механизм может действовать и на Марсе, считают авторы статьи. Вероятно, на этой планете ветер играет роль не только при формировании песчаных дюн и полировке плато, но и каньонов. Если это предположение верно, то нужно будет оценить вклад ветра количественно.