Тренажер для Аэлиты

Полёт на Марс – фантастика или реальность?..

Дальние космические путешествия в ближайшие десятилетия могут стать реальностью. Технически доставить межпланетную экспедицию к Марсу возможно уже сейчас. Однако у идеи полёта на Марс сегодня есть и сторонники, и убежденные противники.

Последствия возможного пилотируемого полёта на Марс заставят переосмыслить необходимость дальних космических путешествий, сказал директор Института космических исследований РАН Лев Зелёный в интервью РИА Новости.

Сам по себе полёт к Красной планете сопряжён с риском для здоровья космонавтов из-за космической радиации. Именно поэтому специалисты вскоре поймут, что дальше Марса не смогут летать люди, «не выращенные специально вблизи чернобыльского реактора, без генетических изменений», и после экспедиции на эту планету «эйфория пропадёт». «Аэлита (героиня одноименного фантастического романа Алексея Толстого) там долго бы тоже не прожила, умерла бы от лучевой болезни», – отметил Зелёный.

Тем не менее, специалисты из Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН сейчас активно заняты подготовкой будущих марсонавтов. Начаты первые тренировки возможных участников межпланетной экспедиции на уникальном тренажере. Аппаратно-программный комплекс виртуальной реальности нужен для обучения людей ключевым навыкам по высадке и действиям во внеземных условиях – в первую очередь – на Красной планете.

Многие из нас читали книги фантастов о злоключениях межпланетных путешественников  на чужих планетах. Система учитывает и воспроизводит погодные, географические, сезонные, временные условия, модели предполагаемой космической техники - спускаемого аппарата и роботизированного марсохода. С помощью такого 4D тренажера  будущие марсонавты смогут отработать штатные и внештатные ситуации: сбор образцов  марсианского грунта, аварии, спасение во время пылевых бурь и метеоритного дождя, учатся управлять ровером и на простом рельефе, и в условиях каньонов и скалистых участков.

Движения подвижной платформы, на которой установлен макет кабины, синхронизированы с изображением, что усиливает эффект реальности. У будущего космонавта нет возможности запомнить или предугадать, где именно возникнет препятствие, как это можно сделать в компьютерной игре.

Кабина, кресла и панель управления тренажера скоро станут еще более похожими на реальные условия космического корабля. А специалисты работают еще и над комплексом искусственной реальности – чтобы во время полета на Марс, космонавты могли бы виртуально находиться в домашней обстановке и общаться с близкими людьми.

внеземная жизнь дальний космос ики ран имбп ран марс тренажёры