На Марсе ежедневно наблюдаются огромные перепады давления

Правильное понимание колебаний атмосферного давления на Марсе может объяснить природу пылевых бурь

Аппарат Curiosity, выполняющий работы на Марсе, присылает на Землю интересные данные о погоде. «С точки зрения погоды Марс – самая “земная” из иных планет Солнечной системы, многие характеристики погоды там схожи с наблюдаемыми на Земле», – считает Кевин Хэмилтон (Kevin Hamilton), пионер компьютерного моделирования марсианской атмосферы, директор Международного тихоокеанского исследовательского центра Гавайского университета в Маноа.

Как отмечает учёный, Curiosity – это уже пятая «метеорологическая станция» на Марсе. «Предыдущие исследования давали большой дневной цикл температуры и атмосферного давления. Температура воздуха у поверхности Марса в целом варьирует в течение суток более чем на 100 градусов Фаренгейта (38 градусов Цельсия), потому что атмосфера планеты тонкая, а океанов с их смягчающим влиянием нет», – рассказал Хэмилтон.

«Curiosity присылает интересные данные о том, что каждый день происходят огромные колебания атмосферного давления. На Земле давление за день колеблется в пределах 0,1 %, а Curiosity замеряет колебания около 10 % от среднего дневного показания. На Земле такое бывает только при мощнейших ураганах», – добавил климатолог.

Хэмилтон предсказал нечто подобное в двух «центрах действия» на экваторе Марса ещё 20 лет назад. Предыдущие аппараты NASA опускались на планету в других местах, а Curiosity – именно в одном из таких центров. Там вступает в силу действие резонанса в атмосфере. По старым подсчётам учёного, резонанс должен провоцировать колебание больше 8 % от среднего давления, и данные марсохода подтверждают его гипотезу.

Этот феномен может объяснять одну из загадок Марса, а именно как на планете ежедневно поднимаются пылевые бури. «Теперь, когда моя теория ежедневных резонансных колебаний подтверждена, она может помочь объяснить
возникновение этих пылевых бурь», – уверен Хэмилтон.

curiosity nasa гавайский университет в маноа климат марс