Вопрос о жизни на Марсе решать пока рано

Такое мнение высказал Игорь Митрофанов из ИКИ РАН, научный руководитель проекта ДАН, с помощью которого ведётся поиск воды на Красной план

Данные, полученные марсоходом Curiosity, не свидетельствуют о существовании в прошлом жизни на Марсе, прямым доказательством может послужить обнаружение сложных органических молекул; такое мнение в беседе с корреспондентами ИТАР-ТАСС высказал доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией Института космических исследований (ИКИ) РАН Игорь Митрофанов.

Митрофанов является научным руководителем марсианского проекта ДАН (динамическое альбедо нейтронов) – одноимённый нейтронный детектор работает сейчас на борту американского марсохода. С его помощью учёные измеряют содержание в грунте Марса воды и водородосодержащих соединений вдоль трассы движения марсохода.

«В первую очередь, я хочу отметить, что как таковой жизни на Марсе не нашли. Анализ вещества свидетельствует о том, что на планете в древнюю эпоху были природные условия для существования примитивной жизни. Но это не означает, что она там была», – подчеркнул он.

Как пояснил учёный, обнаруженные Curiosity следы химических элементов свидетельствуют о том, что «химия планеты была благоприятна для зарождения жизни»: раньше на Красной планете были тёплая атмосфера, текли реки, имелись озёра.

«В далёком прошлом на Земле существовал некий «огород», в котором образовалась жизнь. А сейчас показано, что ранний марсианский «огород» был такой же благоприятной средой для появления жизни», – сказал Митрофанов.

По его оценке, возраст марсианского «огорода» составляет около четырёх миллиардов лет.

Однако условия на Марсе сильно изменились в результате природной катастрофы. Скорее всего, отметил Митрофанов, Красная планета столкнулась с очень крупным астероидом.

«В результате этого Марс фактически всё потерял – сильное магнитное поле, толстую атмосферу. Из-за катастрофы гораздо больше стали суточные и сезонные вариации температуры. Он стал холодным и сухим», – добавил учёный.

В настоящее время место, где находится марсоход, полностью обследовано российским детектором и пока в его работе перерыв.

«Когда Curiosity двинется дальше, будем регулярно просвечивать поверхность. При обнаружении наиболее влажного района передадим полученные сведения нашим коллегам», – сказал Митрофанов.

По его словам, прямым свидетельством существования жизни на Марсе будет обнаружение сложных органических молекул, которые могли возникнуть только в примитивном живом организме. Но их признаков пока нет, хотя полностью их наличие исключить нельзя.

В конце февраля марсоход Curiosity при помощи бура просверлил углубление в плите, названной «Джон Клейн». Был проведен первый подробный химический анализ образцов почвы Красной планеты с помощью инструмента CheMin. В результате обнаружены следы серы, азота, водорода, кислорода, фосфора и углерода – веществ, косвенно подтверждающих возможность существования форм жизни миллионы лет назад.

curiosity внеземная жизнь дискуссия ики ран марс