На Марсе могло быть совсем мало воды

Глинистые отложения на марсианской поверхности могли быть образованы остывающей магмой

Ранее полагали, что присутствие на Марсе глины свидетельствует о том, что раньше поверхность планеты находилась под водой. Однако авторы статьи в журнале Nature Geoscience высказали предположение, что эти отложения были сформированы потоками магмы.

Подобные богатые железом глиняные отложения, созданные при участии воды из охлаждающейся магмы, известны по атоллу Моруроа во Французской Полинезии. Изучив метеорит Лафайета марсианского происхождения, учёные из французского Университета Пуатье нашли ряд сходств с полинезийскими отложениями.

«Положение о том, что отложения свидетельствуют о присутствии жидкой воды, привело к мнению о том, что физические условия на поверхности молодой планеты были совместимы с жидким состоянием», – сказал в интервью Space.com руководитель исследования Ален Менье (Alain Meunier).

Сейчас температура на Марсе слишком низка для жидкого состояния воды, а атмосфера слишком тонкая, считалось, что раньше планета была более тёплой и влажной. Новая теория ставит это под вопрос.

С другой стороны, есть множество свидетельств того, что вода на поверхности Марса всё же присутствовала реках, озёрах и океанах. Более того, не все марсианские метеориты доказывают теорию о магматическом происхождении глин, и вообще до Земли долетело лишь небольшое число образцов с поверхности Марса.

«Я не думаю, что это исследование меняет общие представления о раннем Марсе. Это лишь ещё один механизм формирования глинистых пород», – полагает американский учёный Брайан Хайнек (Brian Hynek).

Однако если раньше признаки жизни пытались искать именно в глинистых отложениях, то теперь, возможно, их надо искать в других местах, так как остывающая лава – не самое благоприятное место для жизни.

В то же время, вода в жидкой форме точно присутствовала на поверхности Марса в более поздние периоды.

геология марс университет пуатье