Древние люди не виновны в исчезновении мамонтов, их погубили экологические причины. Мамонтам не хватало питательных веществ, из-за того, что в тундростепи исчезли почвенные солонцы. Такой вывод сделал ученый из Томска, более десяти лет изучавший ископаемые остатки этих животных, пишет Открытая наука со ссылкой на оригинальное исследование, опубликованное в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.

Сергей Лещинский, заведующий лабораторией континентальных экосистем мезозоя и кайнозоя геолого-географического факультета Томского государственного университета, с 2003 по 2013 годы исследовал 23500 костей и зубов мамонтов из различных районов северной Евразии. Ученого интересовали болезни, следы которых могли сохраниться в костных остатках.

Мамонты обитали на территории Евразии в позднем плейстоцене, они были самыми крупными представителями животного мира в последнем ледниковом периоде. Потепление климата и отступление ледника мамонты не пережили. Их исчезновение совпало с распространением современных людей — кроманьонцев, которые умело охотились. Но вряд ли люди самостоятельно уничтожили популяцию мамонтов на огромной территории Сибири, уверен Лещинский.

Ученый обнаружил большое число костей и зубов, пораженных остеопорозом, остеофиброзом, остеомаляцией, артрозом и разными заболеваниями суставов. Некоторые сильно изуродованы недугом. Почему же болели мамонты? Размышляя над этим вопросом, исследователь пришел к выводу, что животные плохо питались, им не хватало полезных веществ, минералов, которые необходимы для нормального развития костей. Как и многие современные животные, мамонты время от времени ели почву, насыщенную питательными элементами, в местах, известных как зверовые солонцы. Такие участки почвы нередко встречаются в степи, тундре и тайге. Но к концу плейстоцена в Сибири солонцы обеднели, и мамонты, лишенные источника минералов, стали болеть. Очевидно, что растительность, ведь мамонты травоядные, не могла заменить минеральную подкормку. Больные животные плохо передвигались, часто ломали конечности, массово гибли. Вероятно, такая же участь постигла и мамонтов в Северной Америке, вымерших в то же время.