Дневные млекопитающие сохранили «ночную» форму глаза

У млекопитающих, ведущих дневной образ жизни, сохранилось строение глаза, удобное для обитания ночью, и исключение составляют только челов

У большей части существующих дневных млекопитающих в строении глаза сохраняются механизмы приспособления к ночной жизни. Как показывает работа учёных из Техасского университета в Остине и Среднезападного университета, исключение составляют только человек и человекообразные обезьяны. Статья об этом опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Специалисты впервые представили масштабную доказательную базу теории «ночного бутылочного горлышка». Она состоит в том, что черты чувствительности млекопитающих подверглись сильному влиянию длительного приспособления к ночному образу жизни в мезозое (250—65 млн нет назад). В этот период млекопитающие потеряли развитое цветное зрение и его высокую остроту.

«Тот факт, что почти все живущие млекопитающие обладают “ночными” по форме глазами, в отличие от других высших позвоночных, является доказательством сильного влияния эволюционной истории на современную анатомию», – заявил техасский исследователь Крис Кирк (Chris Kirk).

Как пояснил учёный, в мезозойскую эру млекопитающие вели, как правило, ночной образ жизни, так как должны были скрываться от активных днём динозавров. «Несколько удивительно наблюдать последствия этого ночного периода спустя 65 миллионов лет после вымирания нептичих динозавров, но это именно так», – добавил Кирк.

Всё это выяснилось, когда зоологи изучили образцы глаз 266 млекопитающих. Применив методики статистического анализа, они обнаружили, что морфология глаз дневных и ночных млекопитающих мало в чём различается.

Потом сравнили размеры роговицы и длину глаза млекопитающих, птиц и рептилий. Эти показатели важны для оценки способности глаза воспринимать свет и формировать чёткие изображения. У ведущих дневной и круглосуточный образы жизни млекопитающих форма глаза почти не различается. Однако она похожа на форму глаз ночных птиц и ящериц. То есть у дневных млекопитающих по меркам других позвоночных форма глаза «ночная».

Восстановить форму глаза, благоприятную для чёткого дневного зрения, удалось только человекообразным: у них сравнительно маленькая роговица.

Источник: www.utexas.edu