Исследователи из Московского государственного университета (МГУ), Московского физико-технического института (МФТИ), Национального университета науки и технологии МИСиС и Сколковского института науки и технологий «Сколтех» выявили молекулы, которые, благодаря своим особым физико-химическим свойствам, могут помочь в диагностике и лечении рака простаты. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Drug Targeting.

Рак простаты — одно из наиболее распространенных онкологических заболеваний у мужчин. Существующие методы лечения этого заболевания, к сожалению, небезопасны и дают лишь временный эффект.

Новое исследование было нацелено на поиск специфического маркера — объекта, который имеется только у злокачественных клеток простаты. Такой маркер позволил бы прицельно воздействовать на раковые клетки. В медицине уже применяется простатический специфический антиген (ПСА) для диагностики рака, однако по некоторым причинам он недостаточно удобен для использования в качестве биологической «мишени».

Ученые установили, что простатический специфический мембранный антиген (ПСМА) — более подходящая мишень для разработки противоопухолевых препаратов на основе т.н. гибридов селективных ПСМА лигандов. Механизм действия подобных препаратов основан на «адресной» доставке противораковых веществ точно в злокачественную опухоль, не повреждая попутно здоровые клетки организма.

Исследовательская группа выявила 11 наиболее перспективных «кандидатов» на роль подобных транспортеров. Ими оказались лиганды — вещества, взаимодействующие с ферментами. Они связываются с активным центром молекулы, который и позволяет ей выполнять свою функцию.

Поиском лигандов к ПСМА ученые во всем мире занимаются не первый десяток лет. Поначалу на эту роль претендовали соединения фосфора и ее производных. Но все они по разным причинам были неприемлемы для разработки противораковых препаратов. Российские ученые решили использовать соединения на основе мочевины. Это оптимальный на сегодняшний день лиганд ПСМА.

По словам научного сотрудника Лаборатории медицинской химии и биоинформатики МФТИ Анастасии Аладинской, первые эксперименты уже проведены, и они весьма многообещающи. В настоящее время молекулы проходят следующую фазу клинических исследований. В то же время нельзя пока дать точного ответа, когда препарат на основе лиганд ПСМА появится в арсенале онкологов. На выпуск нового лекарства от первых лабораторных испытаний до начала его серийного производства уходит в среднем около десяти лет.

К слову, производные мочевины, в частности нитрозомочевина, достаточно давно используются в химиотерапии, благодаря своему свойству блокировать репликацию ДНК и деление клеток.

Ранее портал Научная Россия рассказывал о том, что рак простаты в скором времени станет излечим в 90% случаев.

Публикация подготовлена Центром популяризации научных знаний МГУ им. М.В. Ломоносова.