Объяснена агрессия самцов австралийской рыбки

Учёные уверены, что «задиристое» поведение самцов синеплавничного бычка связано с его маленькими размерами

В центральной Австралии обитает небольшая рыба под названием синеплавничный бычок (Chlamydogobius eremius). Самцы этого вида, охраняющие икру, отличаются агрессивным поведением. Исследование Андреаса Свенссона (Andreas Svensson) из шведского Университета Линнеус, проведённое в сотрудничестве с австралийским Университетом Монаш и финским Университетом Турку, проливает свет на причины данного феномена. Работа была представлена на Международном конгрессе по экологии поведения в Швеции и опубликована в журнале PLoSONE.

После того, как привлечённая самка отложила икру в безопасном месте, самец «вентилирует» её грудными плавниками для насыщения кислородом и отпугивает потенциальных недоброжелателей. В ходе исследования выяснилось, что маленькие самцы бычка более агрессивны по сравнению с крупными.

Соавтор исследования Боб Уонг (Bob Wong) из Университета Монаш полагает, что немедленная атака может быть выгодной стратегией для маленьких особей, поскольку они опасаются показаться меньше своего незваного гостя.

«В мире животных, чтобы не пострадать от сильного противника, соревнующимся самцам приходится участвовать в затяжной эскалации агрессии. Мы считаем, что агрессия самцов в данном случае не связана с присутствием самок и борьбой за спаривание. Напротив, агрессия прямо связана с размерами самца. Небольшие по размерам самцы нападали на противника быстрее и с большей силой по сравнению с крупными, что заставляет сделать предположение об их устоявшейся стратегии немедленной агрессии», – объяснил Уонг.

Таким образом, по словам Свеннсона, у бычков больше шансов на то, что противник «спасётся бегством», нежели «даст сдачи» и разгадает трюк крохотного самца.

австралия агрессия рыбы университет монаша этология