Мужчины лучше распознают машины, а женщины – животных

Авторы новой работы утверждают, что преимущество мужчин в опознавании машин не связано с их способностью к мысленному вращению…

Исследователи из Университета Вандербильта установили: мужчины склонны хорошо распознавать машины, а женщины – живых существ. Результаты работы опубликованы в журнале Vision Research.

«Эти данные не абсолютные, но они не противоречат следующему. Каждый рождается со способностью узнавать объекты и возможностью хорошо ею овладеть. Практически все отлично распознают лица, потому что они важны в социальном взаимодействии. Большинство прекрасно распознаёт объекты, связанные с работой, хобби и интересами. Наша культура влияет на то, какими категориями мы интересуемся, и это объясняет различия между мужчинами и женщинами», – рассказала Изабель Готье (Isabel Gauthier).

Одной из задач работы было сравнение способностей распознавания объектов и лиц, а другой – разработка способа определения исключительных способностей в одной из сфер, например, в распознавании машин, птиц или грибов. «Эксперт» по птицам должен не только определять их лучше других людей, но и знать их лучше, чем другие категории. Поэтому в опыте участвовали восемь категорий объектов: листья, совы, бабочки, болотные птицы, грибы, машины, самолёты и мотоциклы.

В исследовании участвовали 227 человек: 75 мужчин и 82 женщины со средним возрастом 23 лет. Оказалось, что в целом женщины значительно лучше определяют живых существ, чем машины. Кроме того, была установлена корреляция между распознаванием лиц и машин у мужчин – и лиц и живых существ у женщин.

«Это не первый случай, когда половые различия возникают при решении задач на восприятие. В частности, раньше было установлено, что мужчины обладают преимуществом в заданиях на мысленное вращение. Недавнее исследование по распознаванию машин также установило превосходство мужчин, но его авторы приписали это именно преимуществу в мысленном вращении. Наше открытие, состоящее в том, что женщины лучше мужчин распознают объекты других категорий, показывает, что подобное объяснение неверно», – добавила Готье.