Геномный анализ выявил лекарственную резистентность малярийного паразита

Исследователи определили участок генома паразита малярии, который лежит в основе его резистентности к наиболее эффективному лечению.

Артемизинин давно стал основным препаратом практически повсюду, где наблюдаются вспышки малярии. Резистентность к нему впервые была выявлена в 2005 году в Камбодже. Это не значит, что артемизинин перестал лечить вовсе, но срок вычищения малярийного паразита Plasmodium falciparum из крови пациента заметно увеличился.

Чтобы найти причины резистентности к артемизинину, генетик из Техасского биомедицинского исследовательского института в Сан Антонио (Техас, США) Иан Чизман (Ian Cheeseman) и его коллеги сравнили популяции P. falciparum в Камбодже, Таиланде и Лаосе, где у паразитов наблюдалась различная скорость вычищения из организма под действием артемизинина. В 33-х участках генома P. falciparum результат показал различия, какие возникают при эволюционной выработке устойчивости к лекарственному препарату.

Далее исследователи стали искать взаимосвязь между каждым из этих участков генома и скоростью вычищения, используя архив образцов крови таиландских малярийных пациентов с 2001 по 2010 гг. Менее 5% паразитов 2001 года продемонстрировали медленное вычищение, в то время как в образцах 2010 года этот показатель превысил 50%.

Авторы исследования обнаружили несколько генов, которые могли бы отвечать за резистентность к артемизинину. Однако доказательств того, что эта резистентность выработалась благодаря мутациям в этих генах, не существует. Чизман подчеркивает, что механизм этого явления до сих пор не ясен. По-видимому, в нем участвуют множественные гены из различных участков генома, сильно затрудняя задачу поиска генетической основы явления. Более того, резистентность сложно изучать в лабораторных условиях из-за невозможности воспроизвести медленное вычищение паразитов.

Есть все причины считать резистентность к артемизинину растущей проблемой, особенно если такие устойчивые паразиты начнут распространяться. В этом случае запаса лекарственных надолго не хватит.

Источник: Мелисса Ли Филлипс, Nature.com