Комар может сам бороться с малярийным плазмодием

Если внести определённые генетические изменения, механизм сопротивления комара малярийному плазмодию заработает на полную мощность, и бо

Клетки перикарда, наружной оболочки сердца, у малярийных комаров могут сыграть ключевую роль в предотвращении распространения этого заболевания среди людей. Мексиканские учёные из Национального института здравоохранения предложили вносить такие генетические изменения, после которых сам комар обладал бы механизмами сопротивления патогену и, таким образом, не распространял бы его. Об этом пишет агентство научно-технических новостей Investigación y Desarrollo.

Группа учёных под руководством Сальвадора Эрнандеса Мартинеса (Salvador Hernández Martínez) решила выяснить, какими механизмами сопротивления обладает насекомое и какие органы и ткани могут реагировать на присутствие микроорганизмов. Оказалось, что малярийный плазмодий попадает в слюнные железы (откуда распространяется дальше) через кровь, а клетки перикарда обладают способностью удерживать его.

«Клетки перикарда комара действуют так же, как почки у человека: фильтруют токсичные вещества, имеющиеся в системе кровообращения, и поддерживают гомеостаз. Мы обнаружили, что они могут ещё и задерживать и разрушать микроорганизмы, то есть это важный орган иммунной системы. Мы анализируем механизмы, которые способны помочь клеткам перикарда уничтожать малярийный плазмодий, и как только мы их найдём, можно будет вносить [генетические] изменения в комара», – объяснил Эрнандес Мартинес.

Хотя исследование находится на начальном этапе, ожидается, что через некоторое время достижения учёных можно будет применить на практике в борьбе с малярией. Не исключено, что методика будет развита и в отношении других переносчиков заболеваний – например, комаров, распространяющих лихорадку денге, и клопов, переносящих возбудителя болезни Шагаса.

Источник: www.invdes.com.mx