Почему на Мадагаскаре говорят на языке местности, удаленной на 6000 км

На Мадагаскаре найдены следы растений из Азии.

Английские и австралийские археологи обнаружили на Мадагаскаре растения, которые были завезены из Юго-Восточной Азии примерно тысячу лет назад. Это дало ответ на загадку языка, на котором говорят на Мадагаскаре, не родственного ни одному из африканских. Подробности опубликованы в журнале PNAS, кратко содержание работы излагает пресс-релиз Оксфордского университета.

Ученые во главе с Николь Буавен (Nicole Boivin) из Оксфорда тщательно изучили остатки растений, находящиеся в различных археологических слоях. Всего ими было проанализировано 2500 остатков растений из 18 поселений на Мадагаскаре. Некоторые из них явно были занесены из Африки, что, конечно, вполне логично, если вспомнить о географическом положении Мадагаскара. Однако, как выяснилось, на Мадагаскаре и на близ расположенных Коморских островах к VIII и к X векам нашей эры, соответственно, появились растения, характерные для Австронезии, — прежде всего рис и золотистая фасоль.

При этом, на восточном африканском побережье и на островах, находящихся совсем рядом с берегом, ни риса, ни золотистой фасоли не найдено, а найдены предсказуемые растения, хорошо известные на африканском континенте.

Находки на Мадагаскаре логично сочетаются с загадочным — до этого исследования — лингвистическим наблюдением, а именно что малагасийский язык не родственен ни одному из африканских. Но зато малагасийский хорошо известен в юго-Восточной Азии и тихоокеанском регионе, и больше нигде за его пределами — если не считать Мадагаскара.

При этом генетические исследования нынешних обитателей Мадагаскара показали, что у них общие предки с малазийцами, полинезийцами и прочими народностями, говорящими на языках, принадлежащими к австронезийской семье.

«Когда мы стали анализировать результаты исследований коморских языков, нашлось немало именитых лингвистов, доказывающих то же самое, что показали археологические раскопки на Коморах, — сказала доктор Буавен. — А именно: заселение людьми из Юго-Восточной Азии. Так что мы смогли продемонстрировать не только археологический след, оставленный австронезийцами, но и то, что их влияние простирается дальше Мадагаскара. Это потрясающе, и указывает, как много мы еще не знаем об этом переселении»

Не менее удивительно и то, что «азиатские» растения найдены и на соседних с Мадагаскаром Коморских островах, жители которых внешне не похожи на обитателей Мадагаскара и говорят на языках других семей. Между тем, у них тоже обнаружены рис и золотистая фасоль. Правда, как отметила Николь Буавен, когда археологи заинтересовались Коморскими островами, они обнаружили, что есть лингвисты, считающие, что в здешних языках тоже наличествует азиатское влияние. Быть может, через какое-то время выяснится, что жители Австронезии заселили и эти острова тоже.

археологические находки заселение мадагаскар