LUX первым обнаружит тёмную материю

Первые результаты его работы указали на возможность обнаружения частиц тёмной материи в ближайшие 300 дней и опровергли положительные результаты, полученные предшественниками этого прибора

Самый высокочувствительный детектор тёмной материи на Земле LUX раскрыл первые результаты своей работы, которые указали на возможность обнаружения частиц тёмной материи в ближайшие 300 дней и опровергли положительные результаты, полученные предшественниками этого прибора, сообщает пресс-служба Национальной лаборатории имени Лоуренса в Беркли (США).

«В течение первых минут после включения прибора мы достигли большей чувствительности, чем детекторы 25-летней давности. Через пару дней собранные нами данные превысили по своему объёму то, что было собрано за все предыдущие эксперименты. Теперь мы готовы к 300-дневному «марафону», – пояснил официальный представитель LUX Ричард Гэйтскелл из Брауновского университета (США).

Детектор LUX, или Большой подземный ксенон-детектор был построен в Санфордской подземной лаборатории в штате Южная Дакота совместными силами 17 организаций из США, России, Великобритании и Португалии (в зарубежных источниках Россия не упоминается). Ключевой элемент этого детектора – 370 килограммов ксенона, охлаждённого до сотни градусов ниже нуля, в специальной ёмкости с множеством фотодатчиков. Предполагается, что искомые частицы будут соударяться с атомами инертного газа, заставляя их испускать фотоны.

Строительство LUX было начато в 2009 году и завершено лишь летом 2012 года из-за сложностей с транспортировкой всех частей прибора под землю. На настоящий момент учёные завершили экспериментальный пуск LUX, за время которого детектор проработал 90 дней.

Предварительный анализ данных показал, что чувствительность LUX в два раза выше, чем у его самых мощных предшественников. За это время учёные не смогли зафиксировать те события, о которых говорили их коллеги, работавшие с другими детекторами, что говорит о том, что эти вспышки были не следами тёмной материи, а «фоновым шумом».

Как считают Гэйтскелл и его коллеги, последующие 300 дней станут ключевыми в работе LUX – физикам либо удастся обнаружить «вимпы» (англ. WIMP – Weakly Interacting Massive Particle – слабо взаимодействующая массивная частица), либо придётся пересмотреть те физические границы, в пределах которых можно найти их. Тем не менее, вне зависимости от результата, работа LUX поможет продвинуться вперёд в понимании устройства Вселенной и природы тёмной материи.

Источник: ria.ru, sanfordlab.org