Удалось одомашнить речную выдру

В процессе доместикации среди животных происходит отбор на стрессоустойчивость

Учёным из Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН удалось одомашнить речную выдру (Lutra lutra). Работы начались ещё в 1985 году, сообщает портал «Наука и технологии России» со ссылкой на «Вавиловский журнал генетики и селекции».

Обладающая ценным мехом речная выдра – редкий вид, внесённый в Красный список Всемирного союза охраны природы (IUCN) как «уязвимый».

Популяция выдры на территории России, особенно в европейской её части, стремительно сокращается из-за отсутствия рыбы, которой питается млекопитающее, в загрязнённых водоёмах. Однако в южной части Сахалина новосибирские учёные поймали 43 самца и самки разного возраста. Дважды в день выдр кормили фаршем из мяса, печени, субпродуктов, рыбы, костной муки, дрожжей, овощей, творога и зерновых с витаминными добавками.

Пребывание в неволе оказалось сильнейшим стрессом для животных. За год содержания в вольере от различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, лёгких и лимфатической системы погибли треть выдр. Из оставшихся выдр к размножению приступили только 7 самок и 5 самцов.

Как показали наблюдения, залогом успешного размножения в неволе стало отношение к человеку. Выдры, которые боятся людей, отказываются спариваться, у них прерывается беременность или рождаются мёртвые щенки. За живыми они плохо ухаживают, не могут выкормить, потому что пропадает молоко. Количество выживших малышей у нелояльных к человеку животных составляет 0,7 на помёт. Выдры, которые спокойно переносят присутствие людей, рождают по 3–4 здоровых щенка, передаёт автор сайта «Наука и технологии России».

Среди выдр, пойманных на Сахалине, подавляющее большинство (80 %) боялось людей, 10 % относились к человеку агрессивно и лишь 10 % спокойно. За 15 лет разведения в неволе сменилось четыре поколения животных. При этом доля зверей, лояльных к человеку, возросла до 37 %, а доли агрессивных и пугливых составили соответственно 11 % и 52 %.

Ещё в 1960-е – 1970-е годы при доместикации лисицы и американской норки было установлено, что в ходе отбора на стрессоустойчивость и лояльное отношение к человеку поведение и окраска животных существенно меняются. Эта закономерность оказалась справедливой и для речной выдры. В норме у животного тёмно-коричневая спинка, серебристое брюшко, бежевый подшёрсток и небольшие белые пятнышки на нижней губе. Уже в первом и втором поколениях выдр, родившихся в неволе, появляются особи с белыми пятнышками на конце хвоста.