В ходе масштабного исследования канадские ученые выяснили: лунатиками чаще рождаются, а не становятся. Если у ребенка один из родителей страдает лунатизмом, то вероятность ходить во сне у него в три раза выше по сравнению с обычными детьми, говорится в исследовании. А если оба родителя имеют такую склонность, то шансы бродить во сне повышаются у ребенка в семь раз. Об исследовании рассказывает LosAngelesTimes.

Сомнамбулизм или лунатизм, как называют это явление в народе, не всегда связан с ходьбой во сне. Человека можно назвать лунатиком, если он выполняет сложные действия — например, говорит, сидя в постели, одевается, находясь в состоянии глубокого сна. Лунатизм чаще встречается у детей, и с возрастом проходит. Однако некоторые люди не могут избавиться от него всю жизнь.

В ходе исследования ученые изучили данные почти 2 тыс. детей, родившихся в Квебеке (Канада) в 1997–1998 гг. Сейчас им по 13 лет. Исследователи опросили матерей, ходили ли их дети во сне в прошлом году. Если ответ был положительный, то ученые просили их описать, как часто это случается. Три года тому назад, когда детям было по десять лет, ученые спрашивали, не страдали ли их отцы когда-либо лунатизмом.

Исследователи заметили, что лунатизм достигает своего пика у детей в возрасте примерно 10 лет, когда 13,4% юных канадцев начинали бродить во сне. Эта цифра сохраняется и в 13 лет, при достижении подросткового возраста —12,8% детей продолжают ходить во сне в этом возрасте. В общей сложности, у 29% детей из опрошенных семей, отмечались эпизоды лунатизма.

Когда ученые собрали семейный анамнез, то выяснилось: хождение во сне отмечалось у 22,5% детей, родители которых не страдали лунатизмом. Эта цифра увеличивалась вдвое и достигала 47,4% среди детей, у которых один из родителей когда-либо ходил во сне и почти в три раза (61,5%), если лунатизмом страдали оба родителя. Исследователи также выяснили, что дети, которые до 5 лет страдали от кошмарных сновидений, в будущем могут с большой вероятностью стать лунатиками. Имеются в виду не те кошмары, когда ребенок быстро просыпается. Ночные кошмары в раннем детстве часто сопровождаются долгим плачем, выступает холодный пот, в то же время ребенок бодрствует лишь частично. На самом деле, вполне возможно, что ночные кошмары и хождение во сне имеют одну физиологическую природу, пишут авторы исследования. Оба явления отмечаются в состоянии медленного сна, когда люди находятся в состоянии глубокого сна, и мозг обрабатывает новые впечатления.

Исследователи пока не выяснили, какой ген передает это болезненное состояние, но уже сам вывод о наличии его генетической обусловленности может быть полезен. Если родители, будут знать, с какой вероятностью их ребенок подвержен лунатизму, они смогут устранить факторы, провоцирующие его: нерегулярный режим сна, сон в шумной среде и др. В крайних случаях, они могли бы приобрести сигнализацию, которая сработает, если ребенок во сне покинет дом.

Ранее наш портал писал о том, что сон при свете вреден для фигуры, а также составил список семи наиболее распространенных мифов о сне.