Крупные советские достижения в космосе отмечены не только запуском искусственного спутника Земли, полетом первого космонавта и выходом человека в открытый космос, но и запуском космического аппарата «Луна-10», который впервые в истории облетел Луну.

Автоматическую станцию «Луна-10» отправили с космодрома Байконур вместе с ракетой «Молния-М» 31 марта 1966 года. Уже 2 апреля первый в мире искусственный спутник облетел Луну и на следующий день вышел на ее орбиту. Это позволило ученым узнать о породах поверхности видимой и обратной стороны Луны, ее химическом составе, магнитном поле и отсутствии радиационных поясов на лунной орбите.

«Луна-10»

Источник: laspace.ru

Многие исследования были проведены до этого события. Беспилотные космические аппараты «Луна-2» и «Луна-3» достигли поверхности спутника Земли и сделали первые снимки обратной стороны Луны. А 3 февраля 1966 года «Луна-9» впервые в истории осуществила мягкую посадку на лунную поверхность. Тогда передавали на Землю телевизионные изображения лунного ландшафта на протяжении трех дней. На основе этой конструкции в Научно-производственном объединении им. С.А. Лавочкина спроектировали новую автоматическую станцию «Луна-10», которая состояла из двух частей: двигательной установки с отсеками, где помещалась аппаратура астроориентации и управления полетом, и искусственный спутник - герметичный контейнер с научным оборудованием. В спутник входили источники питания, программно-временные устройства, приборы для исследования Луны, система терморегулирования.

«Запуск станции «Луна-10» на окололунную орбиту — выдающееся историческое событие. Нужно сказать, что с технической точки зрения создание искусственного спутника Луны — необычайно сложная задача. Хотя мы уже привыкли к тому, что «космическая точность» стала поистине эталоном, в этом эксперименте были побиты рекорды точности. Ведь станции в строго заданный момент времени необходимо было придать определенную скорость и направление, чтобы она была «захвачена» Луной и стала ее спутником. Этот маневр был выполнен блестяще», — рассказывал советский астроном Дмитрий Мартынов, в то время директор Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга.

На орбите спутник находился 56 суток, провел 219 сеансов связи и сделал 450 витков вокруг Луны. Оттуда ученые получали данные о поверхности Луны и окололунном пространстве. Обнаружилось, что на Луне есть частицы реголита неокисленных форм железа, титана и кремния. Также анализ показал, что притяжение гравитационного поля Луны отличается по силе в разных его областях.

А делегаты XXIII съезда КПСС стоя слушали мелодию «Интернационала», транслируемую напрямую с орбиты Луны. В одном из интервью об этом рассказал выдающийся инженер-конструктор НПО им. Лавочкина Самуил Крупкин, который в то время участвовал в проекте: «И вот, во время заседания в Кремлевском дворце съездов, вдруг объявили, что со спутника Луны сейчас будет передано сообщение, и все услышали «Интернационал». Зал встал, и все устроили овацию».

Делегаты XXIII съезда КПСС

Источник: laspace.ru

Первый искусственный спутник, облетевший Луну и выведенный на ее орбиту, действительно стал мировым событием. Очередной успех советской космонавтики открыл новые возможности для исследований Луны и космоса.

Фото на главной странице: laspace.ru