Локальная ядерная война: выживет ли планета?

Ядерный конфликт в одном регионе… Неминуема ли глобальная катастрофа? Мнения ученых расходятся.

Локальная ядерная война может уничтожить жизнь на Земле. К такому выводу пришли американские ученые Брайан Тун и Майкл Миллс из Университета штата Колорадо в Боулдере и Алан Робок - профессор Университета Рутгерса из Нью-Джерси.

Они создали компьютерную модель, которая показывает последствия локальной ядерной войны на примере Индии и Пакистана. Согласно сценарию каждая из стран применяет по 50 бомб, примерно эквивалентных сброшенной на Хиросиму бомбе «Малыш». Пожары, вызванные взрывами 100 ядерных боеголовок, поднимут в атмосферу 5 миллионов тонн дыма и сажи. Через пять дней облако аэрозолей накроет регион, на десятый день достигнет экватора, а через 49 дней мгла окутает всю планету.

5 миллионов тонн дыма и сажи, поднятые в атмосферу, приведут к понижению  температуры и росту уровня радиации, что губительно скажется на сельскохозяйственных культурах по всему миру.

Все это приведет к гибели многих людей по всей планете.  20 миллионов погибнет в зоне  конфликта от ударной волны,  радиации и пожаров. 1 миллиард жителей планеты, уже сегодня страдающих от голода, умрут из-за разрушения мировой сельскохозяйственной системы.

Предыдущие модели предсказывали менее тяжелые последствия локального ядерного конфликта. Так, например, сценарий «ядерной зимы», разработанный еще в 1985 году, предполагал, что даже глобальный ядерный конфликт вызовет истощение озонового слоя в районе Северного полюса всего на 17%. Брайан Тун говорит, что те модели не принимали в расчет дым от горящих городов и постоянный нагрев стратосферы.

Подробную статью Алана Робока и Оуэна Брайана Туна «Локальная ядерная война» вы можете прочитать в журнале «В мире науки» (№3 2010 года).

Однако некоторые ученые скептически относятся к таким прогнозам американцев. Например, главный научный сотрудник Вычислительного центра РАН, профессор Александр Тарко считает, что локальная ядерная война привести к глобальной катастрофе не сможет.  Кроме того, рассуждения о том, что ядерное оружие необходимо запретить, ему кажутся наивными...