Человек видит инфракрасное излучение благодаря соединению двух фотонов

Эксперименты и компьютерная модель показывают, что два объединившихся фотона дают глазу возможность видеть инфракрасный свет.

Кшиштоф Пальчевский (Krzysztof Palczewski) из университета  Case Western Reserve  в Кливленде пришел к выводу, что при определенных обстоятельствах человеческий глаз может видеть инфракрасное излучение. Об этом сообщает публикация в PNAS.

Согласно общепринятому мнению, человеческий глаз может воспринимать только световые волны «видимого спектра», т.е. длиной от 400 до 720 нанометров. Однако Кшиштоф Пальчевский способен уловить свет лазера с длиной волны 1050 нанометров. Чтобы экспериментально потвердить существование такой человеческой способности, он провел эксперимент с тридцатью волонтерами, которые также оказались способны видеть свет с длиной волны около 1000 нанометров.

Пальчевский проверил две основных гипотезы, объясняющие это явление. Первая связывает такой феномен с так называемой генерацией второй гармоники (ГВГ) — при попадании света определенной длины на соединительную ткань глаза там возникают новые фотоны, позволяющие видеть свет. Пальчевский удалил коллагеновую соединительную ткань из сетчатки мышей, после чего оказалось, что их глаз реагировал на свет лазера так же, как глаз человека с соединительной тканью. Таким образом, он счел гипотезу ГВГ опровергнутой, хотя не все ученые согласны с тем, что его доказательств достаточно.

Однако, когда исследователи обработали лазером кристаллы с красным зрительным пигментом родопсином, то кристаллы изменили цвет на желтый, но признаков ГВГ при этом не было обнаружено. Между тем компьютерная модель показывает, что такая реакция может возникнуть в результате объединения двух фотонов в один.

зрение инфракрасное излучение фотоны