Наши далекие предки использовали отравленное оружие еще в эпоху палеолита. Историки давно подозревали об этом, однако теперь это удалось точно доказать благодаря исследованиям доктора Валентины Борджиа (Valentina Borgia), специалиста по палеолитическому охотничьему оружию из Макдональдсовского института археологических исследований при Кембриджском университете (Великобритания). О ее работе рассказывается в публикации на сайте Кембриджа.

Работа эта многогранна. Во-первых, с помощью коллег из разных стран и музеев Борджиа изучила различное отравленное оружие, которым пользуются примитивные племена в наше время. Это, например, ядовитые дротики из Малайзии, ядовитые стрелы из Африки и яд кураре, который используют южноафриканские индейцы. Во-вторых, исследовательница также подвергла анализу образцы всевозможных ядовитых растений, произрастающих в Ботаническом саду Кембриджа и саду замка Алнвик из графства Нортамберленд в Северной Англии.

Наконец, в-третьих, Валентина Борджиа впервые применила для поиска следов яда на древнем оружии методы жидкостной хроматографии-масс-спектрометрии (он используется в судебной аналитике для поиска ядов на современном оружии и не только) и микроскопического исследования гранул крахмала. Эти гранулы у разных растений имеют разный размер и форму, так что их исследование также позволяет идентифицировать растение, из которого был сделан яд.

Вооружившись таким мощным научным инструментарием, английская исследовательница начала изучать образцы палеолитического оружия. Ей уже удалось идентифицировать главный компонент яда, нанесенный на каменные наконечники стрел из преддинастического Египта (примерно 4000 лет до н.э.), хранящиеся в коллекции Музея антропологии имени Фебы А. Херст в Беркли, США. Оказалось, что это сок одного из растений рода Acokanthera, распространенного в Африке.

Борджиа уверена, что сможет найти следы ядов и на других образцах палеолитического оружия. «Для людей тех времен использование ядов имело большой смысл, — говорит она. — Оружие эпохи палеолита имело каменные острия и обладало недостаточной убойной силой, чтобы убить крупное животное, такое как благородный олень». Яд решал проблему. Кроме того, древних людей окружало много подходящих растений, и изготовление ядов из них могло быть частью охотничьей культуры.

В работе Борджиа может мешать чрезмерная аккуратность археологов, зачастую чистящих или даже моющих подобные находки прежде чем передать их музейщикам. Естественно, следы древнего яда при этом смываются. Английская ученая просит коллег ни в коем случае этого не делать.

Интересно, что Валентина — однофамилица (возможно, потомок?) Лукреции Борджиа, знаменитой отравительницы эпохи Возрождения. Исследовательница из Кэмбриджа признается, что именно фамилия побудила ее заинтересоваться ядами. Однако, к счастью для коллег и конкурентов ученой, этот интерес носит чисто академический характер.

Если вы хотите узнать больше о ядах, в том числе растительных и применявшихся в истории, советуем также прочитать нашу статью «Ядовитый мир».