Свет может самопроизвольно связываться в узелки

В Австралии физики установили, что нужно для создания узлов из света

Международному коллективу учёных удалось необычным образом связать в узел свет. Это нужно для разработки новых оптических технологий, лазеров и квантовых компьютеров.

Группа Антона Десятникова из Центра нелинейной физики Австралийского национального университета создаёт оптические вихри с тёмными ядрами в ярком лазерном пучке, которые могут загибаться в звенья цепи и узлы.

«Помимо того, что это любопытно, полезно то, что эти узлы темноты показывают, что делает силовой поток, – заявляет Десятников. – Это часть поразительного прогресса науке в области оптики, мы начинаем делать со светом вещи, которые казались невозможными».

«Идею светового узла учёные изучали многие годы, и лишь нескольким группам удалось воплотить её при помощи тонко настроенных лазерных пучков в виде “искусственных”, “сделанных вручную” узлов. Но мы работаем над моделями, в которых узлы формируются самопроизвольно, как те узлы, в которые вечно заплетаются электрические провода. Однако, если провода любят формировать узлы, то свет – нет. Учёные выяснили, что возмущение формы лазерного пятна крайне редко приводит к возникновению узлов», – пояснил специалист.

«Наша модель предполагает, что перед тем, как завязывать свет в узлы, надо получить ключевые параметры света в определённом диапазоне, но если это сделать, узлы практически гарантированы. Самое интересное, что мы не можем предсказать, где в точности они образуются. Понятно только, что в этих особых условиях оптические вихри самопроизвольно образуют ядра и связываются в узелки», – добавил Десятников.

Статья с подробным описанием опытов физиков опубликована в журнале Scientific Reports.

Источник: news.anu.edu.au