Личинки морских звезд создают вокруг себя микровихри в воде, которые позволяют им быстро передвигаться и питаться. Такое открытие сделали ученые из Стэнфордской инженерной школы (США), под руководством биоинженера Ману Паркаша (Manu Prakash). Статью об этом исследовании, опубликованную в журнале Nature Physics, пересказывает пресс-релиз Стэнфордской инженерной школы.

В отличие от взрослых морских звезд, ведущих малоподвижный образ жизни, их личинки — настоящие путешественники: в течение двух месяцев они путешествуют в толще морской воды, накапливая энергию для превращения во взрослую особь. Ученые из Стэнфорда решили выяснить, как им это удается, и почему личинка этого животного имеет именно такое строение. Начиная с лета 2015 года, они изучали морских звезд на Морской биостанции им. Джона Хопкинса в Пасифик-Гроув в Калифорнии.

«Мы выяснили,что природа оснастила этих личинок механизмом, который позволяет им взбалтывать воду вокруг своего тела таким образом, чтобы образовывать вихри. Эти вихри служат двум целям: передвижению самой личинки и доставке еды к ней достаточно близко, чтобы она могла ее схватить», — описал Паркаш главный результат исследования.

Механизм о котором идет речь — это десятки тысяч ресничек, покрывающих тело личинки морской. Под управлением нервной системы, они действуют слаженно, подобно веслам древней галеры.

Авторы статьи изучили с математической точки зрения, как образуются вихри вокруг тела личинки морской звезды, в результате биения ее ресничек. В том числе была учтена форма ресничек, которая имеет большое значение.

«Когда мы видим странные и красивые формы в природе, мы изучаем их в лаборатории и разбираемся, как они эволюционировали таким образом. Это перспективный подход в биологии: понимать математически, как физика формирует жизнь», — прокомментировал Паркаш.

Напомним, в этом году другой научный коллектив разобрался, как одноклеточные водоросли (Algae) координируют движения своих жгутиков и ресничек, чтобы плавать в разных «стилях».

[Иллюстрация: Rebecca Konte]