Лейкоциты могут вызывать сахарный диабет

Белые кровяные тельца выделяют вещество, блокирующие инсулин

У лейкоцитов – кровяных клеток, являющихся важной частью иммунной системы человека – обнаружилась весьма неожиданная особенность: они могут блокировать активность инсулина, способствуя, таким образом, развитию сахарного диабета второго типа. Об этом свидетельствуют результаты исследования группы учёных Калифорнийского университета в Сан-Диего во главе с Джеррольдом Олефски (Jerrold M. Olefsky), говорится в сообщении на сайте вуза.

Речь идёт о так называемых нейтрофильных лейкоцитах, первыми реагирующих на попадание в организм любого патогена. Выделяемый ими фермент нейтрофильная эластаза (NE) стимулирует активность других иммунных клеток – макрофагов, вызывающих так называемое неспецифическое воспаление. Хронические неспецифические воспаления довольно часто встречаются в печени и жировых тканях, где в основном и происходит глюкозно-гликогенный процесс.

Проведя эксперименты с клетками этих тканей, взятыми у человека и мышей, а также с живыми грызунами, Олефски и его коллеги обнаружили, что нейтрофильная эластаза расщепляет белок IRS1 – ключевой компонент сигнального пути инсулина. Последний, таким образом, не активируется, и глюкоза накапливается в организме в чистом виде, вызывая диабет. Если же мышей держать на жирной диете, то NE у них достаточно легко извлекается, что повышает чувствительность к гормону.

По словам медиков, результаты исследования оказались большой неожиданностью. Некоторые клетки защитной системы и раньше были признаны виновниками повышенной сопротивляемости инсулину. Но нейтрофилы, чей срок жизни составляет в среднем всего пять дней, до сих пор считались ответственными лишь за кратковременные иммунные процессы.

Открытие даёт возможность задуматься о разработке новых методов лечения диабета с помощью ингибиторов (замедлителей) активности нейтрофильной эластазы, отмечают учёные. Подобные вещества уже используются в Японии и проходят тестирование в США как компоненты лекарственных средств от эмфиземы лёгких и диабета первого типа.