Мутация половых клеток ведёт к лейкемии

Канадские учёные открыли генетическое изменение сперматозоидов и яйцеклеток, вызывающее острую лимфобластную лейкемию

Специалисты университетского клинического центра Сент-Жюстин и Монреальского университета (Канада) обнаружили наследственный механизм, возможно, связанный с предрасположенностью к острой лимфобластной лейкемии – одному из наиболее распространённых видов рака крови у детей. Согласно данным исследования, опубликованного в журнале Genome Research, первопричиной развития этого заболевания может служить аномалия сперматозоидов или яйцеклеток, участвовавших в зачатии.

Как выяснили канадские медики, примерно у 75 процентов пациентов с лимфобластной лейкемией кто-либо из членов семьи является носителем мутировавшего гена PRDM9, но у самих больных детей эта же мутация наблюдается лишь в одном случае из двух. В дальнейшем данный ген запускает механизм формирования изменённой комбинации хромосом в сперматозоидах у мальчиков и яйцеклетках у девочек.

Впрочем, лейкемия – это не классическая наследственная болезнь вроде, например, гемофилии: одного гена для её возникновения недостаточно, объясняет участница исследования Жюли Юссен (Julie Hussin). «Для развития раковых клеток необходимо, чтобы одновременно присутствовал второй фактор: другие генетические мутации или соответствующие внешние условия», – говорит она.

Ведущий автор научной работы, доктор Филип Авадалла (Philip Awadalla), обратил внимание на то, что в предыдущих исследованиях раковых заболеваний, поражающих детей, практически не учитывались факторы, исходящие от родителей. Обычно учёные концентрировались либо на развитии самой опухоли, либо на внешних условиях, в которых находится ребёнок во время вынашивания и в ранний период жизни.

«Наше открытие показывает важность генетической информации о родителях для понимания природы не только лейкемии, но и других болезней раннего детства», – подчеркнул профессор Авадалла.

Источник: www.nouvelles.umontreal.ca