Ископаемый лемур оказался рыбой

На исправление ошибки первооткрывателя, описавшего ископаемое, потребовалось 114 лет

Учёные из Аргентины и американских Университета штата Орегон и Смитсоновского института установили, что ископаемый Arrhinolemur scalabrinii – безносый лемур Скалабрини – на самом деле не существовал. Кости единственной известной особи этого примата на самом деле принадлежат рыбе. Статья с данным неожиданным выводом опубликована в специализированном журнале Neotropical Ichthyology.

«Само название, данное ископаемому в 1898 году, наталкивает на мысль, что здесь что-то не так, – считает ихтиолог Брайан Сидлаускас (Brian Sidlauskas), соавтор работы. – Нет ничего необыкновенного, когда вид относят к иному роду, но переносить виды в другой класс приходится нечасто».

В 1898 году аргентинский учёный, естествоиспытатель Педро Скалабрини (Pedro Scalabrini) принёс Флорентино Амегино (Florentino Ameghino) небольшую окаменелость. Изучив ископаемое, Амегино отнёс его к лемурам и предложил признать его представителем нового порядка этих млекопитающих – Arrhinolemuroidea.

Лишь примерно полвека спустя Джордж Гейлорд Симпсон (George Gaylord Simpson) выразил сомнение в правоте Амегино, высказав мнение, что ископаемые останки принадлежали неизвестной рыбе. В 1986 году Альваро Монес (Alvaro Mones) развил эту идею и предложил отнести Arrhinolemurscalabrinii к тропическим рыбам семейства харациновых (Characidae).

Только два года назад аргентинцы Серхио Боган (Sergio Bogan) из Университета Маймонида и Фонда естественной истории им. Феликса де Асары, а также Федерико Агнолин (Federico Agnolin) из Аргентинского музея естественной истории им. Бернардино Ривадавиа решили окончательно разобраться с этим вопросом. Вместе со специалистом по южноамериканским рыбам Сидлаускасом и ихтиологом Ричардом Вари они изучили фотографии и зарисовки и провели подробный анализ всех костей ископаемого животного.

Вывод, к которому пришли учёные, прост: безносый лемур – это рыба из рода Leporinus семейства Anostomidae порядка Characiformes. «Это голова рыбки длиной в пару дюймов, но сложно сказать, до каких размеров она могла вырасти. Рыбы в этом семействе бывают от 2 дюймов (5 сантиметров)  до двух футов (60 сантиметров) в длину, их 150—200 видов – все характерны только для Южной Америки», – пояснил Сидлаускас.

Нахождение правильного места для ископаемых в систематическом дереве – не только вопрос любопытства. «Уточнение данных ископаемых помогает учёным калибровать дерево жизни и лучше понимать биоразнообразие в прошлом планеты и сравнивать его с современным. Это также помогает анализировать эволюционные переходы: можно заглядывать в прошлое и проводить сравнение с современными рыбами, выясняя, что и почему в них изменилось», – сказал Сидлаускас.

рыбы систематика смитсоновский институт университет штата орегон