На днях на 47-й ежегодной встрече Отдела планетарных исследований Американского астрономического общества (AAS) группа исследователей миссии НАСА New Horizons сделала доклад по результатам полученных с зонда данных. На снимках удалось обнаружить горный массив высотой в несколько км и протяженностью в несколько десятков км. Кроме того, на вершине каждой горы заметны признаки оседания. О результатах исследования рассказывает BBC News.

На Земле или Марсе такие формы характерны для вулканов: широкие и высокие объекты, растущие по мере регулярного извержения жидкого вещества с низкой вязкостью. Ученые предполагают, что в отличие от земных «коллег» вулканы на Плутоне извергают ледяную кашицу из воды, азота, аммиака или метана.

По словам Оливера Уайта (Oliver White), члена исследовательской команды, в настоящее время ученые работают над уточнением химического состава вулканической «породы». Это позволило бы им построить модель и лучше понять, как этот особый лед себя ведет в разных условиях. Для этого необходимо дождаться новых данных. На сегодняшний же день New Horizons успел отправить на Землю лишь около 20% информации, собранной во время облета Плутона в июле этого года. Если гипотеза о «криовулканизме» подтвердится, то станет значимым открытием в астрономии — ученые ранее предполагали, что нечто подобное может происходить на объектах во внешней Солнечной системе, однако никаких убедительных свидетельств пока обнаружить не удавалось.

Два вероятных «кандидата» обнаружены к югу от плато Спутник — гладкой равнины, расположенной на экваторе Плутона. Ледяные горы получили неофициальные прозвища Райт Монс (Wright Mons) и Пикар Монс (Piccard Mons). Их бугристая поверхность могла быть сформирована прежними потоками «лавы». Когда они были активны в последний раз, никто пока точно сказать не может. Небольшой Плутон уже отдал большую часть своего тепла в космос. Тем не менее, требуется не так уж и много энергии, чтобы ледяной «коктейль» начал производиться вновь.

К слову, прошло почти 120 дней с того момента как New Horizons пролетел мимо Плутона и его спутников. За это время аппарат продвинулся еще на 140 млн км во внешнюю Солнечную систему и находится сейчас на расстоянии примерно 5 млрд км от Земли. А на прошлой неделе менеджеры миссии следили за включением последнего из четырех двигателей зонда на пути к следующей цели — небольшому ледяному объекту, носящему кодовое название 2014 MU69. Дорога к нему займет чуть более трех лет.

Между тем данные с космического аппарата продолжают прибывать на Землю. Это происходит довольно медленно, поскольку значительное расстояние ограничивает пропускную способность полосы связи, а также с занятостью наземных станций НАСА, работающих и с другими космическими зондами.

Читайте также на портале Научная Россия другие новости миссии НАСА New Horizons: Плутон оказался больше, чем рассчитывали ученые, ледяной мир одновременно напоминает Марс, Япет и Тритон, он окутан туманом и имеет движущиеся ледники.