В Латвии научились диагностировать рак по дыханию

Латвийские учёные разработали «электронный нос», который способен определять риск развития онкологического заболевания лёгких по веществам, выдыхаемым человеком

Новый относительно дешёвый метод диагностирования рака лёгких, позволяющий определить заболевание по дыханию человека, разработали учёные из университета Латвии; результаты своего исследования они представили на ежегодном конгрессе Европейского респираторного общества (ERS) в Барселоне, передаёт агентство РИА Новости.

От того, насколько рано выявлена злокачественная опухоль, зависят шансы вылечиться: по данным ERS, статистика выживания при раке лёгкого хуже, чем при других распространённых формах этого заболевания. Тесты, с помощью которых диагностируется рак лёгких, включают в себя несколько этапов: анализ крови и мочи, компьютерную томографию и флюорографическое исследование лёгких.

Латвийские учёные предлагают более дешёвый и неинвазивный способ, который сводится только к анализу выдыхаемого человеком воздуха с помощью «электронного носа» – устройства, которое выявляет в образце воздуха летучие органические соединения. Как отмечают разработчики нового метода, до сих пор не удавалось выяснить, какие из этих веществ сигнализируют о том или ином типе лёгочных заболеваний, но новый прибор удалось «научить» достаточно хорошо отличать среди них именно рак.

Чтобы проверить эту технологию, исследователи пригласили 475 человек поучаствовать в эксперименте. Из них 252 имели рак лёгких, 223 были здоровы либо имели другие лёгочные заболевания. Около 56% испытуемых курили, остальные не имели этой вредной привычки. В результате «электронный нос» смог точно диагностировать рак лёгких у 114 курильщиков и 128 некурящих, поставив всего 10 неверных диагнозов.

Учёные провели и ещё один эксперимент, в котором впервые обратили внимание на изменения в составе выдыхаемого воздуха при различных лёгочных заболеваниях. В дальнейшем, надеются исследователи, результаты их работы помогут лучше понять, как развивается рак лёгких, и стандартизировать практику применения «электронного носа» в различных центрах диагностики.

диагностика дыхание латвия онкология рак лёгких