Лазер научили «видеть» сквозь непрозрачные материалы

Итальянские и голландские физики разработали новую технологию «просвечивания» материалов

Обычно такие материалы, как кожа, бумага или матовое стекло, непрозрачны, поскольку рассеивают свет. В них он движется не по прямой, а по весьма изломанной и непредсказуемой траектории. Однако группа учёных из университета Твенте (Нидерланды) сумела получить чёткое изображение объекта, спрятанного за экраном из такого материала, что открывает пути к созданию новых технологий микроскопии, говорится в сообщении на сайте учебного заведения.

В ходе своего эксперимента голландские физики под руководством Эльберта ван Путтена (Elbert van Putten) и итальянца Джакопо Бертолотти (Jacopo Bertolotti) флуоресцентными чернилами нарисовали греческую букву «пи» (размером менее миллиметра) и скрыли её за куском матового стекла, на которое затем был направлен лазерный луч. При этом специальный датчик улавливал флуоресценцию и направлял электрический сигнал в компьютер, который и сделал попытку восстановить изображение на основе этой фрагментарной информации.

«Хотя света такой интенсивности недостаточно, чтобы напрямую получить картинку объекта, необходимая информация в нём всё же присутствует, только в виде своеобразного кода. Двум молодым учёным, ставшим ведущими авторами данной работы, пришла в голову великолепная идея выяснить, хватает ли этого кода для реконструкции изображения… Их метод включает восстановление недостающей информации с помощью компьютерной программы, которая затем тестирует и улучшает свой результат. Им удалось получить изображение спрятанного предмета размером всего в 50 микрон – как типичная клетка», – говорит ещё один руководитель исследования, доктор Аллард Моск (Allard Mosk).

Источник: www.utwente.nl