Божьи коровки чувствуют настроение муравьёв

Божьи коровки способны засекать муравьиные феромоны тревоги, чтобы определить, где лучше откладывать яйца – об этом свидетельствуют результаты исследования американских и мексиканских энтомологов, опубликованные в журнале Ecology and Evolution.

Основой рациона божьей коровки являются тли – растительные паразиты, живущие относительно большими популяциями. Откладывать свои яйца красные жучки тоже предпочитают поближе к этим популяциям, чтобы потомство было обеспечено пищей. А вот для муравьёв тля – симбионт, так называемая «муравьиная корова» (они лакомятся выделениями этих насекомых). Поэтому муравьи находятся в давней вражде с божьими коровками, оберегая свои «стада» от посягательства взрослых жуков и уничтожая их яйца и личинок.

Однако у шестиногих тружеников – во всяком случае, на юге Северной Америки – есть и более опасный враг. Это мухи-горбатки (Phoridae). Их нападение способно обездвижить муравья на срок до двух часов.

Учёные Сун-Йи Сие и Иветт Перфекто (Ivette Perfecto) из университета штата Мичиган, Хайди Лире (Heidi Liere) из университет штата Висконсин и Эстели Сото (Estelí J. Soto) из университета Чапинго (Мехико) собрали вместе в лабораторных условиях божьих коровок, муравьёв Azteca instabilis, тлей и мух-горбаток с одной из мексиканских кофейных плантаций. При наблюдении за насекомыми был применён ольфактометр – прибор для измерения запахов.

Выяснилось, что в момент атаки паразитов муравьи выделяют особый «тревожный» феромон, а божьи коровки на него реагируют – причём это свойственно только самкам, и в особенности беременным. Исследователи предполагают, что и в природе жуки руководствуются именно этой особенностью своего «нюха» при выборе мест для кладки, зная, что муравьи избегают участков, где много тлей, но есть и опасные мухи. Речь идёт, таким образом, о весьма сложной схеме биохимических связей – так называемом каскаде, отмечают энтомологи.