Лаборатория-спутник LADEE запущена в космос

Новый аппарат NASA попытается исследовать «неуловимую» атмосферу Луны и пылевые явления в ней, а также испытает систему лазерной связи для межпланетных экспедиций

NASA произвела запуск зонда для исследования атмосферы Луны – столь разреженной, что до недавнего времени было принято считать, что её не существует. Пуск ракеты-носителя «Минотавр-5» с аппаратом LADEE с ракетного полигона Уоллопс на восточном побережье США состоялся в назначенный час в 23:37 по местному времени 6 сентября текущего года (7:37 7 сентября по Москве).

LADEE расшифровывается как Lunar Atmosphere and Dust Environment Explorer – исследователь лунной атмосферы и пылевой среды. Целью экспедиции стоимостью 280 млн. долларов является исследование едва уловимой газовой оболочки, окружающей естественный спутник Земли. Также зонд попытается изучить слои пыли, которые эпизодически зависают высоко над лунной поверхностью. Это явление пока не получило научного объяснения. Параллельно LADEE испытает новую лазерную систему связи, которой NASA надеется оснастить все будущие межпланетные экспедиции. Плотность передачи данных с помощью лазера намного выше, чем с помощью обычной радиосвязи.

По словам научной сотрудницы программы Сары Ноубл, вопреки расхожему представлению, атмосфера на Луне «есть, просто она… настолько разреженная, расстояние между отдельными молекулами в ней таково, что они не взаимодействуют друг с другом, они никогда не соударяются. Мы называем это экзосферой. У Земли тоже есть экзосфера, но она далеко: те условия, которые мы считаем характерными для экзосферы, можно наблюдать на расстоянии дальше орбиты Международной космической станции. А на Луне она начинается прямо на поверхности».

Интерес учёных к процессам, протекающим в этих разреженных средах, продиктован тем, что в действительности это самый распространённый тип атмосферы в Солнечной системе: похожими свойствами обладает атмосфера Меркурия, многих спутников гигантских планет и даже, возможно, отдельных крупных астероидов.

В свою очередь, знания о свойствах лунной пыли будут полезны инженерам, разрабатывающим технологии для новых пилотируемых полётов на Марс и в другие места, где пыль может создать проблемы.

«Это не как земная пыль. Земная пыль – она как тальковая пудра. А на Луне она очень грубая, просто адская. Она повторяет контуры электрического поля, она проникает во внутренности машин. Пыль на Луне заставляет инженеров проектировать все системы так, чтобы они выдерживали её воздействие», – пояснил менеджер проекта LADEE Батлер Хайн.

Организм человека для этой пыли, судя по всему, тоже не является исключением: есть опасения, что она может попасть в дыхательные пути и вызвать нарушения дыхания.

После вывода на орбиту аппарат LADEE по длинной спирали начнёт приближаться к Луне – это займёт около месяца. Ещё месяц уйдет на подготовку корабля к снижению. Потом зонд приблизится к лунной поверхности на расстояние в 20 км, и начнётся 100-дневная фаза сбора научных данных. В завершение миссии аппарат просто упадёт на лунную поверхность.

ladee nasa луна