Ближайший квазар питается от двойной черной дыры

В центре галактики Mrk 231 находятся две черных дыры, вращающиеся вокруг друг друга, что и приводит к мощному излучению.

Астрономы, работающие на телескопе NASA Hubble, установили, что ближайший к Земле квазар — источник ярчайшего излучения, — расположенный в центре галактики Markarian 231 (Mrk 231), питается от двух черных дыр, вращающихся вокруг друг друга.

Открытие было сделано в результате изучения снимков Mrk 231, сделанных ранее с помощью Hubble в ультрафиолетовом диапазоне. Если бы в центре галактики находилась одна черная дыра, весь окружающий ее газопылевой диск (такие диски называются аккреционными) излучал бы в ультрафиолетовом диапазоне. Однако в реальности интенсивность этого излучения резко падает от края диска к его центру.

Это может означать только одно: центральную черную дыру окружает кольцо пустого пространства. Что, в свою очередь, возможно только при наличии в этом пустом пространстве другой черной дыры, меньшего размера. Эти две дыры вращаются вокруг друг друга с периодом в 1,2 года. Анализ также показал, что центральная черная дыра имеет массу, в 150 млн раз превышающую массу нашего Солнца. Ее «компаньонка» на много порядков меньше — всего четыре солнечных массы.

Как же в центре Markarian 231 оказались две черных дыры? Ученые полагают, что эта галактика возникла когда-то в результате столкновения двух отдельных галактик, причем каждая из них имела в своей середине по черной дыре. (Желающие могут полюбопытствовать о том, что происходит при столкновении двух галактик с разной массой).

«Мы очень вдохновлены этим открытием, поскольку оно не только доказывает наличие двойной черной дыры в центре Mrk 231, но также и открывает новый путь к систематическому поиску двойных черных дыр по признаку особенностей их ультрафиолетового излучения», — прокомментировал достижение американских коллег доктор Южун Лю (Youjun Lu) из Национальной астрономической обсерватории Китая.

Кстати, в начале 2015 года Международная группа ученых обнаружила самый древний и яркий квазар, расположенный в 12,8 млрд световых лет от Земли.

галактика markarian 231 двойная черная дыра квазары телескоп hubble черные дыры