«Квантовая Вселенная. Как устроено то, что мы не можем увидеть» с самого начала готовит к тому, что Вселенная, в которой мы живем, и Вселенная, которую мы видим — совсем не одно и то же, хотя обе находятся в одном месте. Частицы в нашей Вселенной — основа всего — находятся одновременно везде и нигде. Осознать это сразу слишком сложно, но авторы призывают нас побороть смятение, следовать за Гейзенбергом и «учиться спокойно мириться со взглядами на мир, идущими вразрез с житейским опытом». Брайан Кокс, профессор Манчестерского университета и сотрудник эксперимента ATLAS на Большом адронном коллайдере, и Джефф Форшоу, профессор теоретической физики в Манчестерском университете, знают, о чем говорят.

И, действительно, нас не обманули. К концу книги мы понимаем, что частицы —  это целая Вселенная, и целая Вселенная — это частицы, которые могут находиться одновременно в нескольких местах, спорить с законами Ньютона и диктовать свои правила в экспериментах.

Обычно основная проблема таких книг, даже если пишут их известные популяризаторы, в терминах — они сыпятся на читателя сразу, в изобилии, без предупреждения и объяснения. Почему-то считается, что словосочетания «закон Ньютона», «термодинамика», «теория относительности» и множество других, не столь на слуху, всякий и каждый должен с ходу распознавать и объяснять тут нечего. Сразу становится скучно и непонятно.

Но в «Квантовой Вселенной» этого нет. Авторы намеренно отводят от читателя сложные определения, а когда без этого уже нельзя, объясняют все образно и в картинках. Например, поведение частиц Брайан Кокс объясняет с помощью циферблатов с одной часовой стрелкой и фазами Луны. Может показаться, что метафора притянута за уши — но всего через десять страниц игр с формулами и картинками все становится на свои места. И вот вы уже не только понимаете принцип неопределенности Гейзенберга или закон обратных квадратов, но и можете объяснить третьекласснику. А если вы можете это, значит, поняли практически все.

Физики бывают двух типов, говорят нам авторы — физики-мудрецы и физики-волшебники. И мы сразу же понимаем, что о квантах писали волшебники, иначе как они могли так смело предполагать нечто, что не вытекает ни из логики, ни из здравого смысла и вообще противоречит всем известным в то время научным законам. Дальше нам представляют этих самых волшебников — Вольфганг Паули, к вашим услугам, Поль Дирак, Нильс Бор и старички 38-летний Эрвин Шредингер и 43-летний Макс Борн, их теориями, экспериментами, гипотезами и взаимоотношениями. А почему старички? В то время квантовая физика считалась играми разума для молодых и свободных — основным экспериментаторам было чуть больше 20 лет от роду, поэтому Борн и Шредингер были в этом списке стариками.

Написан текст живо и занимательно, авторы не гнушаются чертыхаться, называть науки чепухой, а теории ерундой. Читателя не запугивают и не машут перед его носом своей ученостью — все просто и легко, и доступно каждому. Это вам не классический академический текст, с длинными витиеватыми фразами и длинными непонятными словами, которые только огорчают, как говорил персонаж с опилками вместо мозгов.

С точки зрения хронологии изложения книга понравится тем, кто любит четкую последовательность. Брайан Кокс и Джефф Форшоу не просто рассказывают о частицах и квантовой Вселенной, они делают это последовательно, переходя от одного учения к другому, опровергая одну теорию и дополняя следующую.

Заканчивается все, конечно, смертью. Умирают даже звезды и что, спрашивается, происходит с электронами в таком случае? На этот вопрос, разумеется, дан простой и исчерпывающий ответ. Как и на все вопросы по квантовой физике. Так что если вы прочитали «Квантовую Вселенную», то теперь знаете о частицах (практически) все.