110 лет со дня рождения И.В. Курчатова

Российские учёные вспоминают заслуги великого атомщика, благодаря которому отечественная наука выжила в период гонений

Выдающийся советский учёный-атомщик Игорь Курчатов был человеком, благодаря которому отечественная наука выжила во времена гонений на передовые научные направления в конце 1940-х годов, а технологии, создаваемые в рамках проектов, у истоков которых стоял Курчатов, до сих пор позволяют России занимать ведущие позиции в ряде областей науки, считают российские учёные (их слова приводит агентство РИА Новости).

«Игорь Васильевич в условиях «лысенковщины» проложил «коридор», который спас всю российскую науку», – сказал президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» (НИЦ КИ) академик Евгений Велихов на заседании Учёного совета КИ, посвященного 110-летию со дня рождения Курчатова.

Велихов отметил, что в Институте атомной энергии (ИАЭ, предтече НИЦ КИ) во времена борьбы с передовыми научными направлениями и космополитизмом благодаря Курчатову сохранялась свобода научного творчества. При этом речь идёт не только об атомной физике. В частности, во второй половине 1950-х годов, когда ещё была сильна «лысенковщина», в Биологическом отделе ИАЭ велись первые в СССР работы по молекулярной биологии. Позже на базе этого отдела был создан Институт молекулярной генетики.

«Игорь Васильевич был личностью масштаба Леонардо да Винчи», – сказал директор «Курчатовского института» Михаил Ковальчук.

По его словам, многие технологии, возникшие в рамках проектов, у истоков которых стоял Курчатов, позволяют России занимать ведущие позиции в ряде областей мировой науки. В числе таких технологий – создание ядерных реакторов различного типа, наработка медицинских изотопов, создание суперкомпьютеров.

Игорь Васильевич Курчатов родился 30 декабря 1902 (по новому стилю 12 января 1903) года в Симском Заводе Уфимской губернии (ныне город Сим в Ашинском районе Челябинской области), окончил Таврический университет, затем Политехнический институт в Петрограде; начал научную работу в Ленинградском физико-техническом институте под руководством академика А.Ф. Иоффе. Один из первых в СССР учёных, приступивших к исследованию свойств атомного ядра, и родоначальник военного атомного проекта в нашей стране. Под началом Курчатова была также создана первая в мире Обнинская промышленная атомная электростанция. Он трижды удостоен звания Героя Социалистического труда, награждён многими другими государственными наградами. Скончался учёный 7 февраля 1960 года, прах его захоронен в некрополе у Кремлёвской стены.

игорь курчатов курчатовский институт юбилей ядерная физика