Ученые из Гарвардского университета, Лаборатории реактивного движения НАСА и Эдинбургского университета предполагают, что некоторые участки поверхности Марса можно было бы сделать обитаемыми с помощью силиконового аэрогеля на основе диоксида кремния – материала, из которого на Красной планете можно создать «купола» с земным парниковым эффектом, сообщается на сайте Гарвардской школы инженерии и прикладных наук Джона А. Полсона (SEAS). Статья опубликована в журнале Nature Astronomy.

«Этот “региональный” подход к тому, чтобы сделать Марс пригодным для обитания, гораздо более достижим, чем глобальное изменение атмосферы [планеты – НР]», – говорит Робин Вордсворт (Robin Wordsworth), доцент кафедры экологических наук и инженерии в SEAS. – В отличие от предыдущих идей сделать Марс пригодным для жизни, это то, что можно систематически разрабатывать и тестировать с использованием материалов и технологий, которые у нас уже есть».

На такую идею исследователей натолкнуло явление, которое уже происходит на Марсе. В отличие от полярных ледяных «шапок» Земли, которые состоят из замерзшей воды, полярные ледяные «шапки» на Марсе (на фото) состоят из водяного льда и замороженного CO2. Как и его газообразная форма, замороженный углекислый газ позволяет солнечному свету проникать сквозь него и при этом удерживает тепло. Летом этот «парниковый эффект» создает очаги с теплой талой водой подо льдом.

Сымитировать подобное явление может аэрогель – пористый сверхлегкий материал, полученный из геля, в котором вместо жидкого компонента используется газ. Аэрогели на основе диоксида кремния обладают низкой теплопроводностью. К тому же они пористы на 97%: поэтому свет хорошо проходит через материал. Сегодня он находит широкое применение и используется, к примеру, в исследовательских марсоходах НАСА.

Используя моделирование и эксперименты, имитирующие марсианскую поверхность, исследователи продемонстрировали, что тонкий слой этого материала – всего два-три сантиметра толщиной – увеличивает средние температуры средних широт на Марсе до температур окружающей среды на Земле. При этом аэрогель пропускает достаточно видимого света для фотосинтеза и блокирует опасное ультрафиолетовое излучение. Этот материал может быть использован для строительства жилых куполов или даже автономных биосфер на Марсе.

[Фото: HARVARD SEAS]