Кратокосрочный стресс полезен?

Ученые пришли к выводу, что стресс в малых дозах положительно сказывается на иммунной системе человека.

Краткосрочный стресс может стимулировать иммунную систему, так считает Фирдаус Дхабхар, профессор психиатрии и поведенческой науки Стэнфордской школы медицины. Команда Фирдауса подробно исследовала влияние краткосрочного стресса на организм человека, и ученые пришли к выводу, что стресс в малых дозах положительно сказывается на иммунной системе человека.

Исследования проводились на двух группах лабораторных мышей, первую из которых ученые регулярно  подвергали краткосрочному стрессу, а вторую держали в покое. Результат эксперимента показал, что состояние здоровья мышей первой группы заметно лучше второй.

Нечто похожее происходит и с людьми. Фирдаус заметил, что волнение перед хирургической операцией заставляет организм человека вырабатывать большое количество циркулирующих в крови иммунных клеток, что в целом усиливает иммунную систему. Такое открытие может положительно сказаться на мнении медиков о влияния краткосрочного стресса на здоровье: раньше они считали, что это влияние сугубо отрицательное.

Профессор Дхабхар вместе с командой начали свои исследования с хронического, долгосрочного стресса, подавляющего иммунную систему. Побочные действия постоянного стресса многообразны: от усугубления астмы до усиления глаукомы.

Как же все-таки влияет стресс на иммунитет? Как это часто бывает в биологии, ответ на этот вопрос нельзя дать четко и ясно. Все зависит от обстоятельств и личных особенностей организма. Краткосрочный стресс стимулирует иммунитет, в то время как долгосрочный, напротив - его душит.

Дхабхар Фирдаус проводил исследования влияния стресса на пациентах, готовящихся к хирургической операции на колене, и сделал вывод, что люди реагируют по-разному: у кого-то количество иммунных клеток перед операцией возросло практически до максимума, а у кого-то практически не изменилось. Как и следовало ожидать, люди с более активным иммунитетом быстрее оправились от операции.

По мнению профессора Фирдауса, исследования положительного влияния стресса на человеческий организм займут еще не одно десятилетие, но шаги в нужном направлении уже сделаны.

По материалам Scientificamerican.com