Серого журавля возьмут под охрану в Красноярском крае

По предложению биологов СФУ там в 2013 году будет создан заказник для сохранения этого и других видов птиц

Учёные Сибирского федерального университета предложили создать в Сухобузимском районе Красноярского края заказник для сохранения популяции серого журавля, численность которого значительно снизилась в последние годы. Хотя этот вид птиц не считается угрожаемым в мировом масштабе, в России и Европе он находится в группе риска в связи с сокращением территорий, пригодных для гнездования, главным образом из-за естественного и искусственного осушения водно-болотных угодий.

Как рассказал руководитель Центра мониторинга биоразнообразия СФУ Игорь Савченко, в период с середины августа до конца сентября расположенное примерно в 60 километрах на северо-восток от Красноярска Саратовское болото и прилегающие к нему поля становятся местом массового скопления предотлётных стай серого журавля.

«Раньше в отдельные дни здесь можно было увидеть до 450 этих величественных и красивых птиц. Однако в последние годы их численность в предотлётном скоплении существенно снизилась. Крупные стаи перестали останавливаться на болоте и теперь предпочитают миновать его транзитом. Слишком сильно антропогенное воздействие, которому в настоящее время подвергается Саратовское болото», – сообщил биолог.

Власти Красноярского края разделяют озабоченность учёных. Многолетние исследования по поводу сохранения исчезающего вида были подкреплены грантом регионального министерства природных ресурсов и лесного комплекса по организации на территории упомянутого болота государственного природного заказника краевого значения. В рамках полученного гранта весной и летом этого года состоялась научная экспедиция в Сухобузимский район.

Специалисты провели комплексное экологическое обследование территории: была дана оценка химическим и физическим факторам загрязнения атмосферного воздуха, воздействию на поверхностные и подземные воды. Описано биологическое разнообразие местности, дана характеристика растительного и животного мира, в частности, растительного покрова, рыб, земноводных и рептилий, птиц и млекопитающих. Зафиксированы хозяйственное освоение территории, угрозы сохранения и общие проблемы биологического разнообразия животного мира территории. Дано обоснование границ и режима особой охраны и природопользования государственного биологического заказника краевого значения «Саратовское болото».

В пределах угодья отмечено пребывание 210 из 382 видов птиц юга Центральной Сибири, в том числе около 25% видов, занесённых в Красную книгу Красноярского края. К числу основных объектов охраны, кроме серого журавля, отнесены такие птицы, как красношейная поганка, большая выпь, хохлатый осоед, кобчик, длиннопалый песочник, большой кроншнеп.

Как сообщали СМИ осенью текущего года, преобразование Саратовского болота в заказник уже давно обсуждается как на региональном, так и на федеральном уровне. В начале 2013 года планируется завершить его юридическое оформление.

Источник: news.sfu-kras.ru, www.rg.ru