Космические планы МГУ

Почему в космосе действие опережает зрение? Виктор Садовничий о достижениях космической программы МГУ, и о том, что делать, если математикам пришлось иметь дело с психологией.

Почему в космосе действие опережает зрение? Сколько воды на Луне и Марсе? Почему важны междисциплинарные курсы? О последних достижениях программ МГУ по освоению космоса ― в интервью ректора Московского университета имени М.В. Ломоносова Виктора Садовничего.

Курс на невесомость

Разработкой приборов для космической техники Московский государственный университет занимается очень давно: прибор МГУ стоял уже на втором в России искусственном спутнике! Задолго до расцвета эпохи запуска наших спутников на космические станции и ракеты были установлены более 400 приборов, изготовленных нами. С помощью этих разработок мы атаковали главные проблемы освоения космоса: радиацию, космические лучи, космические потоки элементарных частиц.

Новый спутник «Ломоносов» ― вершина наших исследований на данный момент. Это тяжелый спутник весом в 500 кг, который продолжит исследования частиц высокой и сверхвысокой энергии, световых транзиентных явлений в атмосфере, гамма-излучений, радиации в околоземном пространстве. Планируем также исследовать физиологическое поведение и физиологическое состояние космонавта в невесомости, которая во многом меняет поведение и состояние человека.

Например, известен такой любопытный факт: в космосе установка зрения человека запаздывает. То есть он может успеть что-то сделать быстрее, чем увидит, что он сделал. Это связано с поведением вестибулярной системы. Когда в космосе космонавт делает поворот головы, то зрение, в отличие от нормального состояния на Земле, на полторы секунды может опоздать  увидеть то, что произошло. Известен случай повреждения антенны одним из космонавтов, который был подвержен этому объективному явлению, хотя пресса, не знакомая с влиянием невесомости на человека, писала тогда, что космонавт неквалифицированно поступил…

Выйти за пределы галактики

Сейчас идет изучение «шевеления» ближайших к нам планет и спутника ― Луны, Марса. Это захватывающие программы! Мы участвуем в поисках воды и льда на Марсе и уже делали оценку результатов исследований. На Марсе есть территория, занятая тысячами, десятками тысяч тонн льда. Безусловно, в ближайшие годы эти две программы будут приоритетными в мире, но большой теоретический интерес вызывает и изучение явлений вне нашей галактики. По крайней мере, фиксация звезд, возникновение сверхновых звезд.

Мы с самого начала отчетливо понимали, что освоение космического пространства представляет не только научный, но и образовательный интерес. Нам хотелось, чтобы информацию, поступающую с наших спутников, использовали наши студенты и аспиранты при подготовке дипломных и аспирантских работ, чтобы молодые ученые были причастны к космической программе МГУ. Поэтому в пункте приема информации с наших спутников и обработки данных работают молодые ребята. Это здорово, когда студенты участвуют в самом главном ― в изучении мира, в котором мы живем.

Востребованные знания

Крайне важна сейчас работа на стыке наук, и мы в МГУ стали давать такие междисциплинарные курсы: например, биология, математика и генетика. Или психология и математика, право и логика… Курсы с межуниверситетским акцентом дают хорошие прикладные навыки и позволяют занимаются тем, что сейчас очень востребовано. Студенты на них записывались очень охотно, порой по тысяче человек на один курс! Аудиторий просто не хватало, мы использовали для работы актовый зал.

Почему междисциплинарные знания так популярны? Потому что ребята, студенты уже хотят видеть проблематику не только в узком направлении своей факультетской специализации, а гораздо шире. Это позволяет им ориентироваться в выборе будущей профессии и приносить пользу. Ведь именно на стыке наук идет  научная активность. Так что я считаю, что чем скорее мы сможем перестроиться и рассказывать не только об узких специальностях, но и о различных приложениях, тем лучше. Будущее совершенно точно именно за таким подходом, и мы обязаны это учитывать, чтобы оставаться первыми.

виктор садовничий космос мгу ран спутник «ломоносов»