Исследователи из университета Джонса Хопкинса обнаружили, что контузия военных приводит к повреждению нейронных связей в мозге и возникновению структур, похожих на своего рода «сито». Результаты исследования опубликованы на сайте университета.

Повреждения мозга некоторых ветеранов войн в Ираке и Афганистане, переживших взрыв самодельных взрывных устройств без видимых ранений, отличаются от повреждений, вызванных, например, ДТП, передозировкой лекарств или спортивными травмами. Согласно исследованию, такие военные на самом деле могут страдать от скрытых травм головного мозга, которые приводят к психологическим и социальным проблемам.

«Это первый раз, когда инструменты современной патологической анатомии были использованы, чтобы решить задачу длиной в сто лет, — сказал руководитель исследования профессор Василис Колиатсос (Vassilis Koliatsos). — Мы определили структуру крошечных ран, или поражений, в мозге, которые, как мы думаем, могли быть вызваны взрывом. Полученные данные могут объяснить, почему некоторые солдаты, вернувшиеся домой живыми, не могут жить как прежде».

Чтобы понять это явление, команда из восьми исследователей изучила мозг пяти американских военных ветеранов, которые были контужены, но остались живы. Через несколько лет после контузии трое умерли от передозировки метадона, которая могла быть случайной, так как этот препарат часто назначают солдатам в качестве анальгетиков. Еще один умер от огнестрельного ранения в голову, и четвертый — от полиорганной недостаточности. После их смерти их останки были переданы в Институт патологии вооруженных сил. Исследователи сравнили мозг ветеранов и 24 человек, которые умерли от целого ряда причин, в том числе дорожно-транспортных происшествий, передозировки опиатов и сердечных приступов.

Ученые использовали молекулярные маркеры, чтобы отслеживать белок, передаваемый от клетки к клетке по аксонам. Когда аксоны повреждены, белки накапливаются, в результате возникает опухоль. В мозге людей, погибших в ДТП, припухлости большие и имеют форму луковицы, в случаях передозировки отеки незначительны. В мозге четырех из пяти ветеранов, переживших взрыв, опухоли имеют средний размер и своеобразный рисунок кровеносных сосудов. При этом в поврежденных аксонах были обнаружены специализированные клетки — микроглии — которые участвуют в развитии воспаления мозга.

Исследователи обнаружили эти поражения в том числе в лобной доле мозга, которая контролируют процесс принятия решений, память, мышление и другие функции.

«Врачи, лечащие контузию, часто видят депрессию, тревогу, посттравматический стресс, токсикоманию и другие подобные расстройства, которые осложняют жизнь ветеранов, — говорит Колиатсос. — Важно понимать, что по меньшей мере часть этих проблем имеет под собой неврологические основы».