Ученые из Пеннсильванского университета, под руководством профессора Кристины Гроцингер (Christina Grozinger), совместно со своими коллегами из ряда других университетов США, обнаружили, что у рабочих особей медоносных пчел материнские гены подавляют размножение, давая этим особям возможность ухаживать за чужим потомством, а отцовские — наоборот, побуждают откладывать больше яиц, конкурируя друг с другом. Отчасти это подтверждает выдвинутую ранее спорную «теорию альтруизма». Статью американских ученых, опубликованную в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, пересказывает сайт (e) Science News.

Рабочие пчелы, как и все остальные животные с половым размножением наследуют гены в соотношении 50/50, как от своей матери («царицы»-матки), так и от отца (трутня). Генетики называют их, соответственно «матригены» и «патригены», от латинских слов «мать и отец».

Рабочие пчелы физиологически являются самками, однако, пока «царица» жива и продолжает производить потомство, сами они не размножаются, а «нянчат» своих братьев и сестер. Зато когда бывшая хозяйка улья умирает, рабочие пчелы начинают наперегонки откладывать яйца, соревнуясь друг с другом.

Гроцингер с коллегами скрестили в разных комбинациях две разновидности медоносных пчел: африканскую, у которой самки отличаются крупными яичниками, и европейскую, с мелкими яичниками. Гибридные рабочие пчелы были отсажены от «царицы», чтобы у них не подавлялось размножение. В результате оказалось, что рабочие пчелы, произошедшие от европейских «цариц» и африканских «трутней», имеют более крупные яичники и интенсивнее размножаются, чем их собратья.

Ученым удалось установить, что «альтруистические» гены, отвечающие за подавление размножения, наследуются пчелами от матери, т.е. это матригены, а «эгоистические», действующие в противоположном направлении — отцовские.

«Мы идентифицировали [в геноме рабочих пчел] свыше 100 тысяч участков ДНК, называемых единичными нуклеотидными полиморфизмами, которые присутствуют в геномах либо матери, либо отца, но не обоих сразу, — сказал постдок Дэвид Гелбрейт (David Galbraith), другой участник исследования. — Это помогло нам определить, какие части РНК в их потомстве производятся матригенами, а какие — патригенами».

Таким образом, сделали вывод ученые, подтверждается выдвинутая относительно недавно теория, согласно которой альтруистическое поведение может помогать животным передавать свои гены по наследству. В данном случае мы видим, что «альтруистичные» матригены помогают пчелиным «царицам» производить на свет больше здорового потомства, которое само же о себе заботится. Когда же царица умирает, на первый план выходят уже интересы трутней в передаче своих генов следующим поколениям — поэтому их потомки начинают бурно размножаться.