Тигры-хулиганы переехали на новые места жительства

Ученые Дальнего Востока вместе со своими коллегами из Московского Института проблем экологии и эволюции РАН определили судьбу двух взрослых тигров-самцов, содержавшихся в реабилитационных центрах Хабаровского края.

Ученые Дальнего Востока вместе со своими коллегами из Московского Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН определили судьбу двух взрослых «конфликтных» тигров-самцов, содержавшихся с 2014 г. в реабилитационных центрах Хабаровского края.

Один из них, по кличке Тихон, за последний год прославился на все Приморье тем, что совершенно не боится людей, хотя родился и вырос в дикой природе, неоднократно выходил к человеческому жилью и нападал на собак. На поведение полосатого хулигана местные жители не раз жаловались природоохранникам, и наконец, в ноябре 2014 г. он был отловлен и определен в реабилитационный центр в пос. Алексеевка. Зоологи говорят, что зверь совершенно здоров, возраст его около 2,5 лет.

Российские биологи предполагают, что подобные дурные привычки у него появились во время странствий на территории Китая: для диких кошек не существует границ. Вероятно, зоологи из Поднебесной пытались подманить зверя поближе к установленным фотоловушкам, выкладывая приманку – собачье мясо. Пристрастившийся к легкой добыче Тихон, вернувшись на родину, полноценно охотиться уже не пожелал. Выпускать его в дикую природу крайне опасно и для человека, и для самого тигра. Было решено отправить Тихона в приморский Сафари-парк поселка Шкотово.

16 февраля Тихон переехал. Перед транспортировкой тигра иммобилизовали при помощи шприца со снотворным, выпущенного из специального пневморужья. Затем взяли образцы крови, слюны, шерсти, измерили длину конечностей, когтей, сделали отпечатки лап и взвесили. В сафари-парке зверь будет содержаться в хороших условиях, и сотрудники даже надеются, что у Тихона появится потомство. Тигрят можно будет выпустить в дикую природу.

Второй «конфликтный» тигр Устин — один из пяти тигрят, которых ослабевшими отловили в дальневосточной тайге в 2013 году. Кроме него на реабилитацию попали еще два самца и две самки, которые получили клички Кузя, Боря, Илона и Светлая. Первых трех выпустили на волю в мае прошлого года в Амурской области, а в июне в Еврейской автономной области — Устина и Светлую. Устин был одним из двух зверей, ушедших осенью 2014 г. на территорию Китая (вторым «перебежчиком» стал тигр Кузя). Однако оба они уже в декабре вернулись обратно. По данным отслеживания, Устин кружил возле нескольких деревень в Китае, переплывал Амур, побывал на Большом Уссурийском острове, затем обосновался в заповеднике возле Хабаровска. Несколько раз он нападал на собак. В конце декабря его пришлось отловить и поместить в реабилитационный центр в Приморье, где выяснилось, что тигр травмирован. Сейчас Устин содержится в питомнике «Утес» под Хабаровском и ждет решения зоологов. Вероятно, его ждет переезд в один из российских зоопарков.

В эти дни на Дальнем Востоке России заканчиваются масштабные работы по учету крупных краснокнижных хищников — уссурийского тигра и дальневосточного леопарда. С 1 по 15 февраля эти работы единовременно проводились на пространстве более 150 000 кв. км. Для обследования мест обитания и замера тигриных следов заложено порядка 1500 пеших маршрутов и будет привлечено около 2000 участников-следопытов — сотрудников федеральных и региональных заповедников и заказников, органов охотнадзора, профессиональных биологов, охотоведов и опытных охотников. Такие исследования во всем ареале обитания тигров проводятся раз в 10 лет, для того, чтобы выяснить современное состояние популяции и определить меры, необходимые для более эффективного сохранения этого редкого хищника. Среди организаторов учета — Минприроды России и администрации Приморья, Хабаровского края, Амурской области и ЕАО, при поддержке Центра «Амурский тигр», Всемирного фонда дикой природы (WWF) и Российской академии наук.

Традиционным и основным методом учета является поиск, отслеживание, фотографирование  и измерение следов тигра. Также применяются методы фотоучета животных с помощью фотоловушек. Идентификация животных проводится на основе ДНК-анализа продуктов их жизнедеятельности. В этом году широко используются спутниковые навигаторы, позволяющие сделать точную привязку следов хищников на местности.

10 лет назад, по данным единовременного учета 2005 года, численность амурского тигра на юге Дальнего Востока была от 423 до 502 особей — 95% общемировой популяции данного подвида. Численность дальневосточного леопарда, ареал которого ограничен Юго-Западом Приморского края, по данным 2013 года, составляет около 50 животных. По первым ориентировочным данным, количество тигров на Дальнем Востоке не уменьшилось, и возможно, что тигры мигрируют на северо-запад, восстанавливая прежние исторические границы своего ареала. Предварительные итоги учета амурского тигра будут подведены и обнародованы в конце мая 2015, окончательные — в октябре 2015 года. Появится также уникальная возможность сравнить данные единовременного учета популяции дальневосточного леопарда за 2013 и 2015 годы.

Ученые оценивают не только состояние популяций редких хищников, но и состояние их среды обитания и степень сохранности природных сообществ. По результатам работы будут выработаны рекомендации по сохранению угодий, пригодных для жизни тигра и леопарда, оценены перспективы развития сети охраняемых природных территорий Дальнего Востока России.

амурский тигр единовременный учет тигров на дальнем востоке 2015 г состояние популяций редких хищников а дальнем востоке центры реабилитации тигра на дальнем востоке