ТВ, интернет и компьютерные игры снижают успеваемость школьников, тщательная подготовка домашней работы и чтение книг — повышают, а физическая активность не оказывает никакого влияния. К такому выводу , отчасти интуитивно предсказуемому, пришли ученые из Кембриджского университета в результате своего исследования, полные результаты которого изложены в статье в журнале International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity.

В ходе этого исследования анализировались показатели активности 845 старшеклассников (14-15 лет) из графств Кембриджшир и Саффолк. Эти показатели сравнивались затем с результатами, которые подростки показали на экзамене на аттестат о среднем образовании GCSE (General Certificate of Secondary Education).

Выяснилось, что каждый дополнительный час, который школьник проводил перед экраном, снижал его оценку на 9,3 балла, что эквивалентно понижению оценки по одному предмету на два уровня (например, с B до D) или по двум предметам на один уровень. Два дополнительных часа перед экраном снижали результат GCSE уже на 18 баллов.

При этом каждый дополнительный час домашней работы или чтения книг, напротив, повышал общую оценку в аттестате на целых 23,1 балла. (Впрочем, здесь ученые оговариваются, что таких трудолюбивых школьников среди исследованных нашлось всего 52, и этого количества маловато, чтобы уверенно делать выводы.) Что же касается уровня физической активности, то он на академическую успеваемость никак не влияет.

«Слишком долгое сидение перед экраном, очевидно, связано с худшими результатами GCSE, — резюмировал доктор Кирстен Кордер (Kirsten Corder), ведущий автор исследования. — Мы изучали только 14-15-летних подростков, но это, скорее всего, общая закономерность. Потребуются дальнейшие исследования, чтобы окончательно подтвердить этот эффект, но родителям, озабоченным будущей оценкой своего ребенка по GCSE, стоит уже сейчас задуматься об ограничении его времени, проводимого за ТВ и компьютером».

Расселл Хобби (Russell Hobby), глава Ассоциации директоров школ Великобритании, дал газете Independent такой комментарий: «Это интересное исследование, которое позволяет осторожно говорить о наличии связи между количеством времени, которое подросток проводит перед экраном, и его академической успеваемостью. Однако главные факторы успеха на GCSE остаются прежними: это упорная работа и хорошие учителя».

В то же время Аллан Фоулдс (Allan Foulds), президент британской Ассоциации школьных и университетских лидеров, отметил, что «Молодые люди должны работать для достижения хороших результатов на экзаменах, но при этом иметь счастливое детство и наслаждаться развлечениями вне школы».

Напомним, недавно было доказано, что ребенок охотнее читает летом, если сам выбирает книги для программы.