Зоологи открыли тайну необычного голоса коалы

Миниатюрный «сумчатый медведь» издаёт басовитые, почти слоновьи звуки благодаря вторым голосовым связкам; для чего ему это – пока остаётся загадкой

Тех, кто впервые слышит звуки, издаваемые коалой, поражает, как этот небольшой симпатичный зверёк может производить столь не соответствующий своему облику низкий рокочущий рёв. Теперь учёные раскрыли происхождение такого голоса, выяснив, что у этих сумчатых имеется особый голосовой орган. Но для чего он нужен эвкалиптовым мишкам, пока остаётся загадкой.

«В первый раз, когда я услышал, как ревёт коала, я был очень удивлен, как такой маленький зверёк может издавать подобные звуки», – говорит Бенджамин Чарльтон, работающий в университете Сассекса (Великобритания).

По словам Чарльтона, тональность этих звуков примерно в 20 раз ниже того, что можно было бы ожидать от животного такого размера. Подобный рёв скорее типичен для зверей величиной со слона.

Высота издаваемого млекопитающими звука обычно соответствует их размеру. Это связано с тем, что звуки в основном рождаются в гортани, где имеются две голосовые связки. Подобно струнам арфы или рояля, короткие и тонкие связки, расположенные в небольшой по размеру гортани, звучат выше тех органов, размеры которых пропорционально больше.

Но когда исследователи вскрыли голосовой тракт коалы, они обнаружили там вторую, более крупную пару голосовых связок, находящихся за гортанью, в месте, где соединяются носовая и ротовая полости. Эти связки, называемые велярными, более чем в три раза длиннее и примерно в 700 раз тяжелее, чем гортанные голосовые связки, рассказал Бенджамин Чарльтон. Его коллега Дэвид Реби пояснил, что животные используют их для вибрации всего мягкого нёба, которое по размеру намного превосходит гортань. По его словам, у людей подобное происходит при храпе.

Зачем же коалам понадобился такой орган? Исследователи полагают, что низкий по тональности голос, возможно, выработался у сумчатых «медведей» потому, что это помогало им передавать звуковую информацию более отчётливо. Кроме того, существует теория, что с помощью такого рыка зверьки пытаются казаться крупнее, чем они есть на самом деле.

«Возможно, что низкая тональность призвана служить и своеобразным указанием для самок на мужские достоинства самцов, но этот вопрос ещё предстоит изучить», – добавляет Чарльтон.

акустика коалы курьёзы поведение животных