Клюв динозавров оказался несущей конструкцией

Международная группа палеонтологов построила компьютерную модель черепа теризинозавра и выяснила, что клюв теризинозаврам был нужен не только для дробления пищи, но и для укрепления черепа.

Исследователи из Великобритании, Монголии и США построили компьютерную модель черепа теризинозавра. Они использовали подход, знакомый инженерам: метод конечных элементов. Череп, клюв и хрящи были смоделированы в виде множества отдельных элементов, после чего ученые определили механические свойства всей системы в разных ситуациях.  Подробности со ссылкой на научную статью в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences приводит университет Бристоля.

Это моделирование позволило выяснить, что клюв теризинозарвам был нужен не только для дробления пищи, но и для укрепления черепа. Массивный кератиновый выступ на носу ящера как скреплял вместе кости, так и амортизировал удары при жевании пищи. Добавление к черепу клюва снижало механическую нагрузку на сравнительно тонкие кости.

В работе подчеркивается, что клювы ранее рассматривались как результат естественного отбора, направленного на облегчение черепа птиц и уменьшение их общей массы: кератиновый несущий элемент черепа легче кости. Обнаружение кератинового клюва у наземных ящеров, для которых не столь критична лишняя масса, говорит в пользу какого-то иного механизма и в пользу гипотезы, по которой клюв возник еще до появления полета.

Современные птицы являются динозаврами. От нелетающих ящеров они унаследовали ряд особенностей: помимо клюва к ним относится и основанное на четырех разных фоторецепторах зрение.

Источник: lenta.ru