Клетки в легких курильщика "деградируют" до эмбрионального состояния

Гены в клетках легких курильщика зачастую начинают вести себя "хаотично", в результате чего клетки становятся "примитивными", неограниченно делятся, что может привести к раку.

Гены в клетках легких курильщика зачастую начинают вести себя "хаотично". Клетки в результате становятся "примитивными", неограниченно делятся, и это может привести к раку, сообщают РИА Новости. Результаты исследований опубликованы в журнале Stem Cell.

"Когда вы выкуриваете одну сигарету, клетки легких теряют часть заложенной в них генетической "программы". Они начинают походить на более примитивные клетки. Это не значит, что у вас обязательно будет рак, но курение подготавливает почву для него", — пояснил ведущий автор статьи Рональд Кристал (Ronald Crystal) из Корнеллского университета в Нью-Йорке (США).

В исследовании Кристала и его коллег приняли участие два десятка некурящих людей и 31 курильщик с предположительно здоровыми легкими. Ученые оценили их состояние, сравнив структуру и содержимое клеток, выстилающих поверхность дыхательных путей. Эти клетки контактируют с сигаретным дымом при курении, и именно в них начинается развитие рака легких.

Биологи обнаружили, что в клетках курильщиков были активны гены, которые обычно работают в стволовых клетках эмбрионов, которые еще не превратились во "взрослую" ткань. Часть из них бывает активной и во "взбунтовавшихся" клетках при развитии рака легких.

Обычно активность генов находится под строгим контролем организма. В клетках легких активны те гены, которые отвечают за их работу, в нейронах коры мозга — за работу мозга. Однако в раковых клетках генетический контроль нарушен, что позволяет им неограниченно делиться, формировать опухоль и распространяться за пределы органа.

Результаты исследования показывают, что у курильщиков клетки легких начинают выходить из-под контроля организма уже на ранней стадии, когда эти изменения невозможно обнаружить ни на рентгеновских снимках, ни другими стандартными методами диагностики. Тем не менее, какие последствия вызывают эти изменения и как с ними можно бороться, ученым еще предстоит выяснить.

ronald crystal вред курения корнеллский университет легкие курильщика стволовые клетки эмбриональные клетки