Как появился китайский фарфор

В ходе нового исследования ученые приоткрыли завесу тайны над происхождением знаменитого китайского фарфора.

Группа китайских археологов под руководством профессора Ю Ли (Yu Li) из Фуданьского университета (Шанхай, КНР) проинтерпретировала данные раскопок 2012 года, проведенных в провинции Чжэцзян. Керамические черепки, датируемые эпохой Ся, первой китайской династии (2070-1600 гг. до н.э.), могут быть первыми образцами китайского «протофарфора». Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS ONE.

Считается, что гончарное ремесло в Китае насчитывает около 20 тыс. лет и уходит корнями еще в эпоху верхнего палеолита.

Ученые провели т.н. протон-индуцированный рентгенологический анализ 118 образцов протофарфора и 35 фрагментов древней керамики из провинции Пиаошань, а также пяти стоянок, обнаруженных в непосредственной близости от нее. Они пришли к выводу, что так называемый ранний китайский фарфор создавался из местного природного сырья.

«Химический состав фарфора из стоянки Пиаошань изучен впервые. Исследование показало преемственность в ранней истории китайского протофарфора», — отметил профессор Ю Ли.

Исследователи установили, что печатная керамика и образцы протофарфора из шести стоянок имеют своеобразный химический состав. Это может указывать на то, что сырье для производства в каждом случае было местного происхождения. Ученые также обнаружили, примесь растительного пепла с природными минералами с высоким содержанием кальция и калия. Это может свидетельством наиболее ранней технологии получения глазури на основе искусственного кальция. Пепел, обнаруженный в образцах древнего фарфора, скорей всего указывает на использование дровяных печей для обжига.

Ранее портал Научная Россия писал о другом исследовании, согласно которому Китай также является первым центром одомашнивания кур.

археологические находки китайский фарфор протофарфор