Анализ атмосферы кометы 67P/Чурюмова-Герасименко принес совершенно неожиданные результаты — там нашелся свободный, т.е. не вступивший в реакцию, кислород, и это радикально меняет наши представления о периоде формирования Солнечной системы. Подробности опубликованы в журнале Nature.

Несмотря на то, что аккумуляторы «Филы» быстро разрядились, модуль успел передать на Землю много ценной информации, а сама «Розетта» продолжала изучать комету, которая в последнее время оказалась неподалеку (по космическим стандартам) от Земли. В частности, ученые, по словам журналиста BBC, решили «принюхаться» к атмосфере кометы.

И тут выяснились совершенно неожиданные вещи — в составе атмосферы был обнаружены свободные молекулы кислорода. Оказалось, что кислород занимает четвертое место по распространению на комете, после водяных паров, одноокиси и двуокиси углерода. В принципе, этот факт противоречит всем существующим на сегодняшний день моделям, рассматривающим роль комет в начальный период существования солнечной системы. Профессор Катрин Альтвег (Kathrin Altwegg) из Бернского университета заявила даже, что сначала ученые решили, что произошла какая-то ошибка.

Дело в том, что кислород очень легко вступает в соединения с другими веществами, и поэтому вероятность его сохранения в свободной форме очень мала. Практически все сегодняшние теории возникновения Солнечной системы предполагают, что планеты и кометы возникли в результате какого-то сильного катаклизма. Такой катаклизм должен был бы быть связан с высокой температурой, во время которой кислород, конечно же, вступил бы в какую-то химическую реакцию с другими веществами. Если же молекулы кислорода сохранились на комете в свободном виде, то, как можно предположить, они замерзли в самое раннее время существования кометы. «Каким же образом кислород так долго сохранялся?» Этот вопрос задают сейчас с недоумением астрономы по всему миру. Возможно, это говорит о том, что создание Солнечной системы проходило куда мягче и спокойнее, чем мы предполагали.

Приближение в 2014 году космического зонда «Розетта» к комете Чурюмова-Герасименко и высадка на поверхность планеты модуля «Филы» привлек большое внимание всего мира. Портал Научная Россия подробно рассказывал об этих событиях.