Простое увеличение содержания кислорода в воздухе активизирует клетки иммунной системы, убивающие раковые клетки, и таким образом, тормозит рост опухоли. Об этом говорят результаты исследования ученых из Северо-Западного университета в Бостоне (США) под руководством Михаила Ситковски (Michail Sitkovsky) и Стивена Хэтфилда (Stephen Hatfield), опубликованные в свежем номере журнала Science Translational Medicine. Коротко их пересказывает сайт (e) Science News.

Принцип очень простой. Возникшая раковая опухоль настолько стремительно увеличивается в размерах, что кровеносная система не справляется со снабжением кислородом ткани, в которой они возникла. Реагируя на низкое поступление кислорода, клетки опухоли начинают вырабатывать химическое вещество аденозин, которое подавляет активность клеток иммунной системы — Т-клеток, которые как раз и должны бороться с раковыми клетками. В результате те не справляются со своими «обязанностями», и опухоль продолжает расти.

Исследователи из разных стран давно пытаются научиться блокировать синтез аденозина. Однако ученые из Северо-Западного университета пошли по другому пути и попробовали увеличить концентрацию кислорода, что дало отличные результаты.

В эксперименте концентрация кислорода в воздухе была повышена с 21% до 60%. В такой атмосфере до 40% заболевших раком лабораторных мышей жили по 60 дней и больше, в то время как в нормальных условиях им удавалось протянуть максимум 30 дней. По образному выражению ученых, кислород «отпускает педаль тормоза», которую раковые клетки «нажимают» перед клетками иммунной системы.

«Если это работает, есть возможность, что придуманный ими [учеными из Северо-Западного университета] метод будет хорошо работать вместе с другими методами иммунотерапии, эффективность которых уже доказана», — сказала Сюзанна Грир (Susanna Greer) из Американского онкологического общества. «Прелесть в том, что кислород сам по себе хорошо переносится», — добавил доктор Хольгер Эльтцшиг (Holger Eltzschig), анестезиолог из университета Колорадо в Денвере.

Правда, в больших количествах кислород, как сильный окислитель, тоже вреден, так что пользоваться новым методом все равно придется с осторожностью.

В этом году на поприще борьбы со злокачественными опухолями уже были достигнуты некоторые успехи. Ученые из Калифорнийского университета Лос-Анджелеса (UCLA) разработали методику подбора для больных раком индивидуальных наборов лекарств (в состав большей части которых входят наноалмазы). А исследователи из университета Северной Каролины придумали, как увеличить эффективность химиотерапии.