Ученые из Центра детской медицины им. Джона Хопкинса (США), под руководством доктора Дэвида Хэкема (David Hackam) разработали методику выращивания в лаборатории кишок, полностью аналогичных настоящим. Статью об этом, опубликованную в журнале Regenerative Medicine, пересказывает сайт журнала Science.

Хэкем и его сотрудники впервые использовали каркас, полностью повторяющий форму настоящего кишечника. Сделан он из того же материала, что и нитки, которыми хирурги накладывают швы. На этот каркас ученые нанесли липкий гель, содержащий коллаген, а на него — стволовые клетки из кишечника зародыша. Через неделю инкубации, в формирующийся орган добавили также клетки соединительной ткани, иммунные клетки и бактерии-пробиотики, присутствующие в здоровом кишечнике.

В результате получился абсолютно реалистичный участок прямой кишки. Когда его пересадили лабораторным мышам и собакам, он отлично у них прижился и нормально работал спустя 8 недель после операции.

«Большим научным прорывом» назвал это достижение коллег Ханс Клеверс (Hans Clevers), специалист по стволовым клеткам из Хюбрехтовского университета в Утрехте (Нидерланды). В свое время именно Клеверс первым выделил стволовые клетки из кишечника эмбриона, так что команда Хэкема использовала его наработки.

Возможность выращивать в лаборатории кишки, полностью аналогичные настоящим, в перспективе может спасти жизни многим людям. Например, больным некротическим энтероколитом, который разрушает ткани кишечника примерно у 12% недоношенных детей в США. Или жертв смертельно опасной болезни Крона, действующей по тому же принципу.

Впрочем, для того, чтобы убедиться в безопасности пересадки людям кишок, выращенных в лаборатории по методу Хэкема, потребуется еще много клинических испытаний.

Отметим, что современные технологии позволяют вырастить в лаборатории «с нуля» легкое, целую конечность, мужской половой орган и даже практически полноценный мозг.