Киборги, или Зачем «выращивать» ухо на руке?

Киборги – живые или неживые существа? Частично люди или животные, частично машины... Для большинства из нас они не больше, чем герои научно-фантастических фильмов. Однако на самом деле киборги уже здесь… Представляем самых необычных биороботов, которых ученые создали совсем недавно и которые уже выполняют вполне практические задачи.

1. Биоробот из клеток крысы.

Ученые  создали миниатюрных биороботов, которых приводят в движение живые клетки. Каждое такое устройство изготовлено из гибкого гидрогеля с помощью технологии 3D-печати. 7-миллиметровый робот имеет прямоугольное основание и длинную эластичную ногу, на которую посеяны клетки сердечной мышцы крысы. После помещения в питательную среду клетки растут и ровным слоем покрывают гелевую основу. Синхронное сокращение клеток заставляет ногу изгибаться, и по принципу рычага толкать устройство вперед.

По мнению ученых минироботы способны добираться до центра интоксикации и выпускать там препарат для лечения.

2. Жуки-киборги

Радиоуправляемые жуки. Их создали конструкторы Мишель Махарбиз и Хиротаке Сато по заказу Пентагона. Для экспериментов ученые подобрали крупных жуков - размером почти с ладонь - из Южной Америки и Африки. Только такие «тяжеловесы» смогут подняться в воздух с нелегкими электронными устройствами, необходимыми для приема управляющих сигналов.

Во время испытаний жуки по команде взлетали, маневрировали так, как будто это были не живые существа, а авиамодели. Секрет подчинения в том, что в нервную систему насекомых вживили миниатюрные стимулирующие электроды, которые манипулировали мускулами. Команды принимала микросхема, установленная на спинке жука.

Военные планируют, что жуки-киборги станут миниатюрными шпионами. Они также могли бы нести на себе биологическое оружие или взрывчатку.

3. Робот - паразит

Принципиальное отличие этого робота в том, что здесь «живое» внедряется в неживое, а не наоборот. Специалисты из Чикагского университета соединили механическое туловище с мозгом миноги, который предварительно изъяли из тела животного. Получилось рыбообразное существо. Его искусственные сенсоры, реагируя на свет, посылают электрические сигналы в мозг, который обрабатывает их и дает нужную команду механическому двигательному аппарату. Тот направляет «пловца», например, к источнику света. Если же выключить свет, киборг остается без движения.

4. Киборг медузы

Команда ученых создала из клеток крысиного сердца и силикона искусственную медузу. Назвали ее «медузоид». Этот силиконовый киборг движется, выталкивая из себя порции воды, в точности как ушастая медуза (Aurelia aurita), по образу и подобию которой он сделан.

«Медузоида» помещают в аквариум, снабженный парой электродов. Под действием электрического разряда мышечные клетки сокращаются, и медузоид плывет вперед. Во время паузы между разрядами форма конструкции восстанавливается за счет упругости полимера.

5. Клетки-киборги

Ученые Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Калифорнийского университета Сан-Франциско превратили клетки пивных дрожжей в «киборгов». Они подчиняются  сигналам с компьютера. Под влиянием пучков света, частоту и длительность которых регулирует компьютерная модель, в дрожжах точным образом контролируется выработка фитохрома — белка, регулирующего экспрессию генов.

Совершенствовать управляющую модель ученым помогает «молекула-репортер» — флуоресцентный маркер, которые светится под действием упомянутого белка.

Ученые надеются, что когда-нибудь появится и аналогичная возможность управления клетками в организме человека, которая позволит останавливать мутации, вызывающие генетические дефекты и рак.

Люди-киборги

Конечно, в этом материале, мы не можем не рассказать и о людях-киборгах. Ведь именно они чаще всего вызывают как восхищение, так и страх….

1. Художник Стеларк

Стеларк – звезда первой величины в science art, известный представитель «художественного киберпанка», художник, который «сосредоточился на трактовках человеческого тела как расширяющейся технобиологической структуры».

Один из его самых известных и невероятных экспериментов – «выращивание» уха на руке. Слышать само по себе оно не может, но с имплантированным в него микрофоном, соединенной с системой «Bluetooth», ухо превращается в некое подобие интернет антенны. По замыслу третье ухо - орган, открытый для публичного доступа. Оно позволит другим людям слышать то, что слышит оно само, вне зависимости от местонахождения художника.

На этом видео вы увидите операцию, где Стеларку «вживляют» ухо в руку.

2. Южноафриканский бегун Оскар Писториус

Южноафриканский бегун Оскар Писториус - первый спринтер-киборг, допущенный до выступления на Олимпиаде. В Лондоне он пробежал дистанцию за 45,44 секунды, уступив всего четыре десятых секунды победителю – Лугелину Сантосу из Доминиканской Республики.

Спортсмен использует для бега углепластиковые протезы, разработанные по специальному заказу исландской фирмой Össur, названной именем изобретателя протезов Össur Kristinsson. Углепластик - прочный и вместе с тем  очень  легкий материал.

3. Профессор Уорвик

Профессор Уорвик известен широкой аудитории, прежде всего тем, что, будучи руководителем отдела кибернетических исследований в университете Рединга (Британия), стал первым киборгом на планете. В 1996 году изобретателю на несколько дней вживили в руку, а точнее непосредственно в срединный нерв, кремниевый микрочип. Его габариты  составили всего лишь 9 квадратных миллиметров. Благодаря передатчику, выведенному в предплечье, господин Уорвик мог открывать двери, включать и выключать свет и компьютер в своем университетском офисе практически «силой мысли».

биоробот жуки-киборги киборг мишель махарбиз оскар писториус стелар хиротаке сато